Почему так важна тема идентичности мусульман в России?

Во всех исламских учебных заведениях России ввели предмет «Гражданская идентичность мусульман». Это не какая-то политическая акция. Это очень важно, потому что мы мусульмане России.

На территории современной России мы, как мусульмане, живем уже более 1100 лет. В этом году отмечается 1100-летие принятия ислама в Волжской Булгарии и, таким образом, 1100-летие возникновения исламского государства на территории России. Но до этого был Дербент, где еще в 644 году ислам получил распространение.

С этой точки зрения мы можем сказать, что мусульманская умма России имеет многовековую историю. Очень важно, чтобы мы, мусульмане, это знали и гордились этим. И чтобы мы могли сказать: «Альхамдулиллях, мы мусульмане живем в России и наши корни имею 1300-летнюю историю».

Это очень важно с точки зрения формирования полноценных мировозренческих установок. Чтобы мусульмане могли себя нормально чувствовать в поликонфессиональном сообществе, какой является Россия. С этой точки зрения проблема идентичности тоже очень важна.

В государстве должны существовать институты, которые формируют установки гражданской идентичности. Важную роль в этом играет система образования, а также система духовного управления мусульман.

Али Вячеслав Полосин: «Ислам – религия, данная для исправления нрава человеческого»

Это два ключевых института которые играют очень большую роль в формировании не только идентичности, но это и формирование правильных мировозренческих установок – акыда, правильное формирование религиозно-правовых школ – мазхабов.

Система профессионального образования в России один из ключевых факторов. Через систему образования формируется мусульманская молодежь. Сюда входят также профессиональное образование, а также курсы при мечетях, которые играют очень важную роль. Иногда даже более важную, чем профессиональное образование. Потому что на курсах при мечетях учатся намного больше людей. На курсах при мечетях есть закладывание основ исламского восприятия, формирование мировозренческих установок.

Например, чтение намаза – это не механические поклоны, оно уже предполагает формирование мировозренческих установок. Совершая намаз, человек начинает искать философские аргументы, что он все делает правильно.

С этой точки зрения курсы при мечетях очень важны: не только при обучении чтению намаза, чтению Корана, но и с точки зрения формирования мировозренческих установок, о которых мы говорим: иман, акыда и т.д.

В Татарстане функционируют 1500 мечетей, работают 11 религиозных учебных заведений, среди них: 8 медресе и 3 вуза – Булгарская исламская академия, Казанский исламский университет и Российский исламский институт.

Примерно при 700 мечетях организованы курсы и не менее 20 000 человек учатся на этих курсах. На курсах при мечетях работают более 2000 преподавателей. Для преподавателей разработана программа и их предварительно по ней готовят. Затем проводится экзамен для проверки их знаний.

Согласно уставу ДУМ РТ, мы должны придерживаться ханафитского мазхаба и матуридитской акыды. Поэтому имамы, преподаватели ВУЗов и курсов при мечетях должны придерживаться этих установок. Это не означает, что мы ограничиваем религиозные права мусульман.

Являясь рядовым мусульманином, вы можете придерживаться других мировозренческих систем. Однако для того, чтобы работать в официальной структуре ДУМ РТ необходимо придерживаться ханафитского мазхаба и матуридитской акыды. Так как мусульмане нашего региона уже веками придерживаются этой религиозно-правовой школы и акыды.

Материал подготовлен на основе лекции ректора

Российского исламского института Мухамедшина Рафика Мухамедшовича

«Гражданская идентичность мусульман», прошедшей в рамках КПК в РИИ. 

Рафик хазрат Мухаметшин: большой разговор о мусульманском реформаторстве
Большой разговор о мусульманском реформаторстве с Рафиком хазратом Мухаметшиным профессором, доктором политических наук, ректором Российского Исламского Института и Казанского Исламского Университета.
15.06.2022
1315
Социальные комментарии Cackle