Между прочим, африканский континент имеет очень богатое и разностороннее прошлое, в том числе исламское. И сегодня мы расскажем о первом в мире высшем учебном заведении. Итак, начнём…
Тимбукту – это такой уютный город в Мали, что в Западной Африке, который был основан 1800 лет назад. В Средние века в Европе существовала богатая письменная традиция, благодаря которой были созданы миллионы рукописей, сотни тысяч из которых смогли сохраниться до наших дней. Но первый университет появился отнюдь не на территории Европы.
На Западе африканский город Тимбукту стал синонимом таинственной изоляции, пожалуй, самой далёкой и сильной из всех возможных. Однако на протяжении столетий это был не только крупный торговый центр, но и сосредоточие научных исследований и открытий.
Город достиг своего расцвета в XVI веке, когда находился под контролем империи Сонхэй. «Уже достоверно известно, что в Тимбукту обучалось около 25 000 студентов, что составляет четверть населения города», - пишут Джон Ханвик и Алида Джей Бой в своей книге «Скрытые сокровища Тимбукту», вышедшей в широкий тираж в 2008 году.
В мусульманском городе, где действовали три большие мечети, именно изучение Корана легло в основу традиционного образования, а местные светила науки составляли, копировали и переводили труды по многим предметам, включая астрономию, математику, право, географию и то, что мы считаем историей. Исследователи в документальном фильме Би-би-си, посвящённом этому университету, отмечают тот факт, что смог сохраниться даже 500-летний рецепт зубной пасты.
В конце 2012 года Тимбукту подвергся жестокому нападению со стороны экстремистских группировок, пришедших к власти на севере Мали. «Радикальные исламистские повстанцы на севере Мали неоднократно нападали на легендарное учебное заведение, забирая кирки к гробницам местных святых и разбивая двери мечети XV века», - пишет Джеффри Йорк, репортер канадской газеты Globe and Mail. По его словам, помимо архитектурных разрушений, под угрозой исчезновения теперь находятся и библиотеки города, полные многовековых уникальных рукописей, которые являются бесценными для всего мира.
Где находится Тимбукту?
Тимбукту расположился в западноафриканском государстве Мали на южной окраине Сахары. Город был основан в 12 милях (ну или 20 километрах) к северу от реки Нигер. В 2009 году его население составляло примерно 54 000 человек.
Исторические записи и раскопки археологов показывают, что город ведёт свой отсчёт как минимум с 1100 года н.э., если не ещё ранее: «Данные раскопок свидетельствуют о том, что постоянные крупные городские поселения в Тимбукту, возможно, возникли ещё в 200 году н.э., а первоначальное заселение относится к позднему каменному веку», - пишет Дуглас Парк, археолог из Йельского университета, проводивший работы в Тимбукту в 2008 году, в бюллетене западноафриканской исследовательской ассоциации и западноафриканского исследовательского центра.
Он также отмечает, что этот древний город имел тесные связи с «протоберберскими племенами», что пришли из Восточной Сахары. «Есть свидетельства того, что Тимбукту стал частью транссахарской торговли уже к 600 году н.э., о чём свидетельствуют стеклянные бусы и медь североафриканского стиля, найденные в захоронениях в Тимбукту».
Стоит подчеркнуть, что местная торговля началась с золота, идущего с юга, проходящего через город, а дальше отправлявшегося на север через Сахару в Северную Африку. «Самым важным предметом обмена на золото была каменная соль», - пишут Ханвик и Бойе, которые также отмечают, что утверждение арабского историка XIV века аль-Умари о том, что люди в Западной Африке «обменяют чашу соли на чашу золотого песка», вероятно, преувеличение.
Большая мечеть
Три большие мечети были построены в Тимбукту и в скором времени стали одними из самых знаковых памятников в городе. Палки, видимые по бокам зданий, служат не только эстетической цели, но и в качестве строительных лесов для повторного оштукатуривания поверхности памятников.
Исследователи Джонатан Блум и Шейла Блэр пишут в «Энциклопедии Гроува исламского искусства и архитектуры» (Oxford University Press, 2009), что примерно в 1325 году, после того, как правитель малийской империи (которая в то время контролировала Тимбукту) вернулся из паломничества в Мекку нагруженный золотом, в юго-западной части города уже шло строительство Джингуэре Бер (также известной как «Большая мечеть»). Руководил архитектурными и строительными работами поэт и архитектор Абу Исхак аль-Сахели. Реконструирована мечеть была в XVI веке, а ещё три века спустя вновь была несколько видоизменена.
«Построенная из глинобитного кирпича и каменного щебня, мечеть имеет приземистые, конические угловые башни, минарет высотой около 16 м [50 футов], плоскую крышу, опирающуюся на аркады из глинобитных опор и несколько сводчатых известняковых арок», - пишут Блум и Блэр.
Ещё одна мечеть под названием Санкоре была построена в северной части города и стала центром получения знаний. Внутренние стены дома Всевышнего, по словам всё тех же Блума и Блэр, соответствуют внешним размерам Каабы в Мекке.
Район города, где расположена мечеть Санкоре, известный как квартал Санкоре, стал прочно ассоциироваться с образованием. Этот район города привлекал многих учёных не просто преподавать здесь, но оставаться жить, таким образом повышая статус университета и его значимость.
Есть ещё одна мечеть, построенная в центре города в XV веке. Называется она Сиди Яхья. Спустя пять веков здание будет восстановлено с использованием каменной кладки французскими мастерами.
Центр обучения
В то время, как золото было ведущим предметом экспорта Тимбукту, одним из его самых важных ввозимых товаров считались книги. «В Тимбукту много судей, учёных и священников, и все они получают хорошую плату за свои труды из королевской казны. А местный правитель высоко ценит учёных людей. Много рукописных книг, поступающих от Барбари, продается. Такие продажи выгоднее любых других товаров», - можно найти в записях, датированных XVI веком.
Хотя мечети, подобные Санкоре, и были основными центрами обучения, большая часть повседневной преподавательской деятельности происходила в более неформальной обстановке – в домах самих людей науки: «Ядром исламской традиции получения знаний является передача знаний по цепочке передатчиков, от учителя к ученику». Ученик слушал диктовку учителя, писал свою собственную копию, перечитывал её сам или слушал, как её читает другой ученик.
Исследователь Абдель Кадер Хайдара отмечает, что сохранившиеся рукописи находятся в плачевном состоянии, став жертвой термитов, влаги и других проблем, связанных с быстротечностью времени: «Если бы не эти вещи [ущерб], предполагаемое количество рукописей в Тимбукту и его окрестностях исчислялось бы миллионами».
Европейские исследования
Упадок Тимбукту как центра учёности начался в 1591 году, после захвата солдатами из Марокко. Несмотря на то, что в дальнейшем будут созданы великие произведения, в том числе две великие хроники истории Тимбукту, полностью завершённые в XVII веке, город безуспешно будет пытаться вернуть себе былой блеск.
Европейские исследователи, вдохновленные больше рассказами о золоте, нежели о высокой степени учёности местных жителей, приложили большие усилия, чтобы найти город, но только в 1828 году французский исследователь Рене Кайе смог посетить Тимбукту и вернуться домой живым. Позднее, в XIX веке, французы построили колониальную империю на большей части Западной Африки. Они правили Тимбукту до 1960 года, пока Мали не восстановила свою независимость.
До недавнего захвата власти экстремистскими группировками местные хранители, библиотекари и учёные смогли достигнуть больших успехов в сохранении и оцифровке городских рукописей. Теперь эти достижения, в том числе и древние рукописи, находятся под угрозой исчезновения. И если мы их потеряем, то это будет навсегда, других копий просто нет…
Ильмира Гафиятуллина