Величайший кризис мусульманского мира, о котором задумывается не каждый

У слова «кризис» несколько определений: это и время интенсивных трудностей, и проблемы, и опасности. Исходя из этих определений, мусульманская Умма во все времена переживала несколько различных кризисов: политических, экономических, социальных и религиозных.

По мнению большинства светских и религиозных ученых, «кризис знаний» - это, пожалуй, величайший кризис, затрагивающий весь мусульманский мир. Этот кризис непрост, как может показаться на первый взгляд; он сложен и многогранен, с несколькими различными факторами, влияющими на него.

Цель этой статьи - выделить некоторые аспекты этого кризиса и начать поиск реальных и практических способов его решения.

Получение знаний – это фард айн.

Важнейшим фактором является отсутствие базового уровня грамотности в исламских исследованиях, включая, но не ограничиваясь теологией или вероисповеданием, коранистикой, хадисоведением, фикхом и историей. Это очень важно, потому что прогресс не стоит на месте и Умма должна жить в тесной связи с реальностью.

Необходимо признать, что наше понимание веры, религии и ее учения поверхностно и неглубоко, хотя нам может казаться иначе. На самом деле, наше представление о том, что такое Ислам, основано на нашем личном опыте и обстоятельствах, на которые, в свою очередь, в значительной степени влияет та культура, в которой мы были воспитаны.

Для большинства из нас то, что мы знаем об Исламе, исходит из того, что мы узнали дома от наших родителей, может быть, на вечерних курсах при мечетях, из различных бесед и лекций, а также из интернета. Зачастую наше понимание Ислама ограничивается формальностью и ритуалами. Иными словами, у него есть форма, но отсутствует содержание.

Кто из нас сейчас может похвастаться знанием, а главное пониманием Корана? Его истории, сохранения, компиляции, предмета, темы и структуры? Как мы можем быть истинными людьми веры, когда у нас полностью отсутствует понимание механизма взаимодействия с основным источником нашей веры?

Поиск этого базового уровня коранической грамотности – обязанность, возложенная на каждого мусульманина без исключения. По этому поводу Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Поиск знаний – обязанность каждого мусульманина».

Это не означает, что каждый мусульманин обязательно должен стать ученым - скорее, каждый должен получить достаточно знаний, которые позволили бы ему поклоняться своему Создателю с пониманием и осознанием. Это очень важно для следующего шага.

Скалистый путь к созданию стандартизированных образовательных программ

На сегодняшний день в исламском мире отсутствуют единые образовательные программы для получения исламского образования. Это проблема характерна не только для стран запада, в которых процент мусульман относительно невелик.

Необходимо отметить, что в последнее время интерес к исламскому образованию во всем мире значительно возрос. В этом вопросе достигнут прогресс. Создаются новые исламские учебные заведения, подход к образовательным стандартам в которых становится более ответственным. Привлекаются квалифицированные кадры к организации учебного процесса.

Но предстоит проделать еще большой путь. Кроме того, остро стоит вопрос поиска финансирования для исламских образовательных программ.

Негативный опыт колониальной политики

В общинах иммигрантов из мусульманских стран, находившихся в прошлом в колониях, присутствует недоверие к традиционному знанию и традиционным ученым. Зачастую их воспринимают как оторванных от реальности ретроградов.

Подобная ситуация – результат колониальной политики. Но практика показывает, что виноватых в сложившейся ситуации больше, чем один. Современная система исламского образования должна учитывать прогресс, а не держаться за средневековые методы обучения.

Как мы воспринимаем этический аспект религии?

В любом сообществе рано или поздно вспыхивает спор между двумя противоположными, а потому непримиримыми точками зрения: основанными на Откровении, либо на традиционных для секулярного общества взглядах.

Хотим ли мы признать это или нет, на нас сильно влияет общество и культура, в которых мы живем, в частности западная система образования государственных или частных школ и университетов, большинство из которых являются продуктами этой системы.

Мы сознательно или неосознанно приняли систему ценностей и образ жизни, основанный на современности, либерализме и секуляризме. Например, наше понимание понятий свободы, справедливости, свободы, равенства, милосердия и справедливости зачастую воспринимается нами в свете либерализма и светской этики.

Мы даже воспринимаем аяты Корана и хадисы Посланника Аллаха (мир ему) в плоскости либерализма и секуляризма, поэтому неудивительно, что мы обнаруживаем некоторые предания «неуместными». Из-за этого мы становимся заложниками наших внутренних конфликтов.

Наше мировоззрение должно опираться на Коран и Сунну. Аллах реализует Справедливость, Честность, Равенство, Милосердие и Свободу. То, что Аллах называет честностью, милосердием и справедливостью, на самом деле является таковым. Мы не должны идти на компромисс между нашей верой и современными этическими концепциями. Эти знания основаны на мировоззренческой и ценностной системе Ислама.

У кого есть время узнать что-то новое об Аллахе?

В современном образовании проявляется дисбаланс между «академическим» и «исламским» образованием. Имеется в виду, что средний ученик средней школы проводит на занятиях около 8 часов в день. Если школьник мотивирован, то он проводит еще минимум три часа, выполняя домашнее задание и занимаясь дополнительно. Это 11 часов в день. Добавьте внеклассные мероприятия, время, проведенное с друзьями, занятия спортом, посещение тренажерного зала, видеоигры, телевидение и социальные сети, и в итоге в конце дня остается совсем немного времени.

Таким образом, на религиозное образование остается всего 2-3 часа на выходных. Но и эти считанные часы зачастую тратятся на что-то другое. 

Помните, что посланник Аллаха (мир ему) заповедовал нам заниматься религиозным воспитанием наших детей с раннего возраста.

К сожалению, это лишь немногие из проблем, с которыми столкнулось современное мусульманское общество. Однако, решение этих проблем должно стать первоочередной задачей.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle