Студенту следует выбирать из всех наук самую лучшую – ту, в которой он нуждается в данное время для верного исповедания религии, затем ту науку, которая необходима ему в будущем.
Ему следует, в первую очередь, изучить науку «акыда», т.е. науку о единобожии и познание Всевышнего Аллаха с доказательствами. Ведь даже если мы будем считать правильной веру человека, слепо следующего за другим без критического отношения и подтверждений правильности доводов, все же такой мусульманин впадает в грех из-за того, что не искал доказательств.
Если говорить об избрании учителя, то следует выбирать наиболее знающего, набожного и пожилого, подобно тому, как Абу Ханифа выбрал Хаммада ибн Абу Сулеймана после обдумываний и размышлений.
Он сказал: «Я нашел его пожилым, почитаемым, мягким и терпеливым». Также он сказал: «Я удержался возле Хаммада ибн Абу Сулеймана и достиг высокой степени». Также Абу Ханифа сказал: «Я слушал одного мудреца из Самарканда, который говорил: «Однажды один студент посоветовался со мной по поводу поиска знаний, и он намеревался отправиться в Бухару для этого». Таким же образом каждый, кто стремится к знаниям, должен советоваться во всех своих делах, ибо Всевышний Аллах повелел своему Посланнику советоваться в делах несмотря на то, что не было никого более умного, чем он сам. Но, несмотря на это, ему было велено узнавать мнения знающих людей. И он во всем советовался со своими сподвижниками, даже в своих хозяйственных делах. Гали сказал: «Не погибнет человек из-за того, что он советовался».
Джагфар аль-Садик сказал Суфяну аль-Саури:
«Советуйся в своих делах с теми людьми, которые боятся Всевышнего Аллаха», т.е. учеными.
Изучение науки является самым возвышенным и сложным делом и, соответственно, важно и нужно при этом советоваться.
Мудрец из Самарканда продолжил: «Когда отправишься в Бухару, не торопись выбирать учителя, а потерпи в течение двух месяцев, пока все не обдумаешь и не выберешь себе учителя. Может, ты пойдёшь к ученому и начнёшь брать у него уроки, а затем тебе не понравится его урок, и ты оставишь его, уйдёшь к другому, и не будет благословения1 в твоей учебе. Поэтому ты думай в течение двух месяцев, и прежде чем выбрать учителя, советуйся, чтобы потом избежать необходимости отказаться от него. И чтобы твоя учеба стала благодатной, и ты получил много пользы от этих знаний. В таком случае ты останешься возле него».
Знай, что проявление терпения и настойчивости является первостепенной основой во всех делах, но оно очень трудно, как сказано в стихе:
Каждый торопится достичь великих степеней
Однако трудно дается людям стойкость!
Сказано, что храбрость – это терпение в течение часа.
Ученику следует проявлять настойчивость и терпение:
• к учителю – не уходить от него;
• к книге – не оставлять ее незаконченной;
• к науке – не отвлекаться на другие науки, не овладев
в совершенстве одним;
• к городу – не переезжать в другое место без крайней
необходимости;
Потому что все это рассеивает его внимание, занимает сердце, приведет к растрате времени и обижает учителя.
Следует проявить терпение к тому, что хочет и жаждет человеческая душа.
Один поэт по этому поводу прочитал стих:
Воистину, страсть сама по себе – унижение;
И каждый, кто стремится к ней,
стремится к унижению!
Необходимо проявление терпения к испытаниям и
несчастьям, ведь сказано: «Клады целей лежат за трудностями».
Эти строки приписывают Гали ибн Абу Талибу :
Не достигнешь знаний, кроме как шестью вещами.
Я подробно расскажу тебе о них:
Это остроумие, сильное желание, терпение, самодостаточность, наставление учителя и длительное время.
Если говорить о выборе товарища, то следует выбрать более старательного, набожного и благонравного, держаться подальше от ленивого, бездельника, болтуна, приверженца страстей.
Сказал поэт:
Не спрашивай о человеке, посмотри на его друга,
Ведь каждый следует за другом,
Если он плохой – сразу отдались от него,
А если он хороший – сблизься, будешь на прямом пути.
Также я слышал стих:
Не дружи с лентяем, пока он ленив,
Зараза глупца на умного быстро переходит,
Как уголь, брошенный в пепел, угасает!
Посланник Аллаха сказал: «Каждый ребенок рождается мусульманином, а его родители делают из него иудея, христианина или же огнепоклонника».
В книге «Хикмат» на персидском языке сказано: «Плохой друг хуже ядовитой змеи. Клянусь Аллахом Самодостаточным, поистине, плохой друг обязательно поведет тебя в Ад, а хороший – в Рай».
Поэт сказал так:
Если желаешь знания от его обладателя
Или свидетеля, говорящего о скрытом,
Выбирай землю по имени,
А человека – по другу!
Сколько хороших портятся из-за порочности других.
Бурхан аль-Ислам аль-Зарнуджи. "Наставления ищущим знание и способы его получения"
По вопросам приобретения книги обращайтесь по адресу г. Казань, ул. Сафьян, 8 или по тел. 843 20-20-774.