Традиции и инновации: каким есть и будет исламское образование в России?

Сегодня в Казани состоялся Форум преподавателей мусульманских образовательных организаций, в нем приняли участие ректора, руководители, сотрудники средних и высших религиозных образовательных организаций РФ, а также стран СНГ.

Отметим, что данный Форум проходит в рамках Международного симпозиума «Традиции и инновации в мусульманском образовании России», посвященного 25-летию Российского исламского института.

В самом начале мероприятия участникам форума презентовали документальный фильм, посвященный юбилею РИИ. 

Официальное открытие Симпозиума традиционно началось с чтения аятов Благородного Корана.

Поздравляя всех собравшихся с 25-летним юбилеем РИИ от имени руководителя Администрации Раиса РТ Руслан Мухарлямов и от себя лично, отметил достижения вуза за последние годы, и подчеркнул, что мусульманское образование в России идет в ногу со временем, а Российский исламский институт является флагманом всей системы исламского образования.

Модератор Форума – директор Совета по исламскому образованию Российской Федерации, заместитель Муфтия Республики Татарстан, ректор Российского исламского института и Казанского исламского университета, действительный член Академии наук Республики Татарстан, доктор политических наук, профессор Рафик Мухаметшин отметил, что сегодня исламское образование является очень важным элементом конфессиональной политики.

«Без исламского образования, без подготовки специалистов довольно сложно выстраивать профессиональную конфессиональную политику», – сказал Рафик Мухаметшин.

В заседании Симпозиума сегодня принял участие также муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин. Лидер мусульман Татарстана отметил большие возможности системы мусульманского образования в республике и подчеркнул важность сохранения преемственности между дореволюционной богословской отечественной школой и системой современного религиозного просвещения и образования.

«Мы видим, что разрыв между двумя этими системами порождает множество проблем, связанных с проникновением чуждых религиозных идей и течений. Многие сегодняшние вопросы и задачи, которые ставит перед нами жизнь, созвучны проблемам, поднятым передовыми мыслителями, богословами, педагогами конца XIX - начала XX вв. Тогда перед мусульманами России тоже возникла необходимость адаптации к новым общественно-экономическим условиям развития страны при сохранении мусульманской идентичности. Идеи и решения, выдвинутые исламскими богословами в прошлом, актуальны и сегодня. В связи с этим необходимо изучить и объективно оценить систему конфессионального образования в дореволюционной России», – резюмировал муфтий.

Также Камиль хазрат Самигуллин затронул вопрос применения современных технологий в преподавании. 

«Интерактивные технические инструменты позволяют исламским учебным заведениям привлекать квалифицированных преподавателей, охватывать большое количество учащихся, работать с ценными и редкими источниками, наглядно знакомить студентов с предметом науки... В Татарстане уже много лет на каждой ступени системы исламского образования – от примечетских курсов и медресе до РИИ и Болгарской  исламской академии - реализуются дистанционные формы обучения, функционирует бесплатная электронная библиотека отечественного богословского наследия «Даруль-кутуб» с ценной источниковой базой, организуются интернет-конференции, работают бесплатные мобильные приложения, русское и татарское онлайн-медресе, онлайн-платформа по изучению татарского языка и прочее».

Эти возможности, по словам муфтия РТ, способствуют появлению новых методик в обучении студентов, а значит повышению качества профессионального образования и позволяют повышать религиозную грамотность населения.

Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл поприветствовав почетное собрание татарским приветствием, рассказал, что «малознакомые с жизнью в нашей Республике люди, удивляются разнообразным формам нашего межрелигиозного взаимодействия» и на примере жизни татарского ученого и просветителя Каюма Насыри рассказал о сотрудничестве в области духовного образования.

Митрополит Кирилл сказал о важности сохранения добрых отношений между христианами и мусульманами, проживающими в Татарстане, о необходимости укрепления и развития межрелигиозного диалога и сотрудничества.

«В нашей духовной семинарии на магистерском профиле работают преподаватели из Российского исламского института. В этом году Казанская духовная семинария и Болгарская исламской академия совместно опубликовали информационно-аналитический доклад «Роль межрелигиозного диалога в развитии высшего религиозного образования в Республике Татарстан». Приятно осознавать, что мы продолжаем добрые традиции и показываем достойные формы взаимодействия, которые обогащают в образовательной сфере каждую сторону», – рассказал митрополит Кирилл.

В свою очередь модератор Рафик Мухаметшин заявил, что в межконфессиональном диалоге очень важную роль играет личностный фактор, отметив, что с братьями из православной церкви в Татарстане всегда складывались хорошие отношения.

Во время своих выступлений спикеры затронули вопросы подготовки квалифицированных кадров для российской и татарстанской уммы и искали совместные решения вопросов мусульманского образования.

Символом сотрудничества между университетами назвал сегодняшнее мероприятие доктор Мохаммед Аль-Азизи, проректор Университета гуманитарных наук имени Мухаммада бен Зайеда из Объединенных Арабских Эмиратов.

«Все эти мероприятия важны, чтобы мусульманская умма, умма Пророка Мухаммада ﷺ шла в ногу со временем, обменивалась опытом, и все это несомненно на основе сунны и аятов Корана», – сказал доктор Мохаммед Аль-Азизи.

25 летний возраст РИИ, доктор философских наук, профессор Дмитрий Шмонин, назвал возрастом активной молодости и подчеркнул, что сейчас самое время для изменений системы высшего образования.

«В нашей стране сейчас такое время, когда есть возможность что-то изменить в области высшего образования, в системе подготовки кадров…Отказаться от всего, что привнесено насильно, внимательно посмотреть и модернизировать то, что было в нашем образовании и науке в Советское время. И, конечно, инновации. Сегодня термин теология должен прозвучать еще ярче, как стержень нравственный, ценностный в нашей системе образования… Благодаря этому мы сможем воспитать не только компетентного специалиста, но и гражданина, со зрелой мировоззренческой позицией».

Ислам сыграл исторически важную роль в развитии и сохранении нашего народа как отдельной нации и способствовал его становлению как высококультурного народа. Об этом сказал заместитель Министерства образования РТ, доктор экономических наук Рамиль Хайруллин.

«Грамотность наших предков, умение читать и писать на основе арабской графики – результат деятельности наших мусульманских религиозных деятелей. Медресе и мусульманские учебные заведения всегда были основой системы образования. Наши деды и бабушки писали и читали на основе арабской графики, поэтому нам, слава Аллаху, это дается легко».

Почетным гостем Симпозиума стал первый ректор Российского исламского университета (1998 – 2006 гг.), муфтий Республики Татарстан (1998 – 2011 гг.) Гусман хазрат Исхаков.

Он рассказал об истории появления РИИ, каким был трудный путь налаживания системы мусульманского образования в Республике, кто стоял у истоков ее становления и какой вклад внес каждый из них, особо выделив вклад и понимание ситуации первого президента РТ Минтимера Шаймиева.

«У нас не было ни бюджета, ни здания. Нам дали здание Галеевской мечети, но там было 7 организаций, которые не хотели оттуда уходить… Сегодня 80 % выпускников первых 4 лет (прим. существования РИИ) они до сих пор работают по своей стезе».


Первый проректор Международной исламской академии Республики Узбекистан Илёс Мирзиётов рассказал, что сегодня в стране активно ведутся реформы в образовании, а также налаживается сотрудничество с ведущими центрами исламского образования мира, в том числе с РИИ.

«Сегодня на территории Узбекистана проживают представители более 130 национальностей, которые принадлежат 16 различным конфессиям, поднимают вопросы религии на более высокий уровень… Они имеют одинаковые права и обязанности перед законом. В Узбекистане сегодня построены и отреставрированы сотни мечетей и религиозных заведений, функционируют православные храмы. В настоящее время, помимо высшего медресе Мир Араб, ведут свою работу 11 медресе и 2124 мечети», – сказал Мирзиётов.

Ректор Исламского университета из Кыргызской Республики Абдишукур Нарматов также поделился опытом и передал приветствия от мусульман Кыргызстана.

Свои приветствия участникам форума в видео формате прислали также начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Евгений Еремин, а также Епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилла, являющийся президентом Научно-образовательной теологической ассоциации, ректором Московской духовной академии.

В завершении мероприятия состоялось награждение преподавателей и сотрудников духовных образовательных организаций, а также награждение победителей XVI Всероссийской олимпиады среди студентов исламских учебных заведений по исламским дисциплинам и арабскому языку с международным участием.

Завтра в рамках Симпозиума пройдут конференции «Актуальные проблемы методики обучения арабскому языку, как языку мусульманских изданий» и «Медиатолерантность – 2023».

Напомним, что в этом году в Симпозиуме принимают участие более 800 преподавателей, руководителей начального, среднего и высшего звена мусульманского образования, а также представители международных исламских образовательных центров, мусульманские религиозные деятели, ученые и представители власти.

Ислам Амиров

Фото: Ислам-тудей, РИИ. 

Социальные комментарии Cackle