В начале лета БФ «Закят» ДУМ РТ запустил онлайн-сервис финансовой поддержки мусульманских учебных заведений «Мәдрәсәгә игелек кыл — Сделай добро для медресе». В проекте участвуют 8 медресе и 2 исламских вуза Татарстана. Почему до сегодняшнего дня благотворительный фонд поддерживал лишь отдельных преподавателей и шакирдов, а не делал это системно в целом для учебного заведения? Как лучше перечислять деньги на медресе и о каких первых результатах идет речь? «БИЗНЕС Online» поговорил о новом проекте с заммуфтия Татарстана по образованию, ректором РИИ и КИУ Рафиком Мухаметшиным, а также генеральным директором фонда «Закят» Булатом Мардановым.
О сути проекта «БИЗНЕС Online» поговорил с заместителем муфтия Татарстана по образованию, ректором РИИ и КИУ Рафиком Мухаметшиным.
— Рафик хазрат, как появилась идея создания онлайн-сервиса «Мәдрәсәгә игелек кыл — Сделай добро для медресе»? Насколько исламские учебные заведения сегодня нуждаются в помощи?
— На самом деле проблема формирования полноценного бюджета у медресе стоит очень остро. Мы должны исходить из того, что живем в светском государстве, поэтому проблемы религиозных учебных заведений — это прежде всего проблемы самой уммы. Естественно, умма должна их содержать, как это было до революции. Тогда меценаты содержали практически все медресе, самые крупнейшие из них часто вообще никаких забот не знали. Это мы и по джадидским медресе видим, «Мухаммадия», «Галия» или «Хусания», которую Хусаин-бай содержал в Оренбурге.
Но сегодня этот вопрос не такой простой: а насколько зрелая сегодня сама умма? Есть ли у нее понимание того, что данную инфраструктуру нужно содержать, нет ли какого-то потребительского отношения к тому, что мы имеем? Отвечаю: к сожалению, до уровня зрелости татарской умме еще далеко. В татарском обществе только-только формируется понимание, что если мы хотим сохранить свою национально-религиозную идентичность, то содержание медресе — это фундаментальная необходимость. А сейчас одна из самых уязвимых в финансовом плане прослойка в татарской умме — это как раз медресе. Мечети могут себя содержать за счет оказания услуг, а медресе — нет. Конечно, ДУМ РТ оказывает им поддержку в формировании полноценного бюджета, но с каждым годом проблем меньше не становится. Нужны частные системные финансовые вливания. Причем не только в виде садаки, но и закята.
— Но закят, насколько я знаю, дается отдельным лицам, не учреждениям.
— Да, закят выплачивается физическим лицам. Но преподаватели и шакирды относятся к этой категории. Тут богословского нарушения нет. До революции 1917 года была широко распространена выплата закята нуждающимся шакирдам. Тогда этот вопрос тоже обсуждался.
— Во сколько сегодня обходится содержание мусульманских учебных заведений в РТ?
— На содержание 8 медресе требуется не менее 60 миллионов рублей в год, это довольно большие средства, но, разумеется, они даже близко несопоставимы с бюджетами светских учебных заведений. Эти средства направляются на оплату труда преподавателей, коммунальных расходов, содержание учебных корпусов и общежитий, покупку литературы, питание шакирдов и так далее.
Поэтому проект «Мәдрәсәгә игелек кыл» давно назревший. Но чтобы он заработал в полную силу, нужно формировать общественное мнение. Люди должны понимать, что из всех видов пожертвований и благодеяний в исламе самые богоугодные — помощь исламским учебным заведениям. Формирование их бюджетов в первую очередь интерес уммы, которая не имеет будущего без религиозных кадров.
— Как сейчас выкручиваются учебные заведения?
— Медресе обычно спонсируют их же выпускники по мере своих возможностей, но это несистемная помощь. Кроме того, сейчас в ДУМ РТ активно обсуждаются вопросы введения платного образования. Дневная форма обучения, естественно, платной не может быть — наоборот, умма должна заботиться о воспитании специалистов с углубленными знаниями. Но, к примеру, в Российском исламском институте заочная и вечерняя формы обучения платные. Нам это позволяет частично закрывать отдельные затраты.
Есть те, кого такой подход возмущает: мол, религиозное образование не может быть платным, оно должно нравственно воспитывать общество. Но все наоборот: о какой нравственности может идти речь, когда устаз с зарплатой ниже 20 тысяч рублей бесплатно дает знания шакирду-заочнику с доходом 100 тысяч рублей, для которого учеба в медресе лишь допобразование, он учится «для себя» и даже не планирует профессионально заняться религиозной деятельностью. То есть получается, что трудозатраты преподавателей профессиональных учебных заведений направлены не на подготовку кадров, а на нравственное воспитание людей? Но для этих целей, для получения знаний по основам ислама, в Татарстане успешно функционируют свыше 700 бесплатных примечетных курсов. Однозначно система заочного и вечернего образования в медресе и исламских вузах должна быть платной.
— Но сейчас вроде бы в медресе уже вводят плату на вечерней и заочной формах обучения?
— Да, это форма добровольных пожертвований, а нужна системность. Все-таки мусульманские образовательные организации Республики Татарстан готовят религиозных специалистов для пользы именно татарско-мусульманского сообщества. Здесь обучают татароязычных, русскоязычных и арабоязычных имамов и преподавателей мечетей и медресе, специалистов для мусульманских, общественных, государственных организаций, а также религиозных и светских учебных заведений.
— Все ли мусульманские учебные заведения Татарстана нуждаются в помощи?
— Все. Я не могу выделить ни одно медресе, в котором полноценно, хотя бы в минимально необходимом объеме формируется бюджет. Со стороны ДУМ РТ мы эти бюджеты формируем с большими финансовыми проблемами.
— Но в Казани, наверное, легче найти деньги, чем в районах.
— В Казани легче, да. Но в основном вопросы легче решаются в тех местностях, где работают крупные предприятия. Например, в Альметьевске и в Буинске. Возможно, самое сложное положение у Уруссинского медресе. Оно расположено в довольно депрессивном регионе, где практически не осталось ни одного крупного предприятия, и обратиться за поддержкой некуда.
— При этом с богословской точки зрения помощь тем, кто ищет знаний, является весьма богоугодным делом.
— Я бы среди всех мусульманских фондов отметил Ассоциацию предпринимателей-мусульман РФ — здесь это точно понимают. АПМ РФ очень хорошо помогает, в частности, нашему Центру заучивания Корана, медресе «Мухаммадия», преподавателей поддерживает. То есть мы уже наблюдаем, что появляется та плеяда татарских меценатов, которые возрождают дореволюционные традиции поддержки национальной образовательной системы. А исламские учебные заведения относятся именно к ней. Поэтому медресе у татар в мусульманской республике, в одном из самых экономически развитых регионов не должны нуждаться в деньгах! Да, есть Фонд поддержки науки и исламского образования, который частично покрывает бюджеты медресе. Но это неправильно: у нас религия отделена от государства, и умма сама в первую очередь должна быть заинтересована. Быть мусульманином — это не только читать пятикратный намаз и ходить в мечеть по пятницам, но и расходование средств на пути знаний, религии и Аллаха. Особенно это касается выпускников — за 30 лет из стен наших медресе и вузов их вышли тысячи! В западноевропейских вузах есть клубы выпускников, они считают своим долгом поддерживать альма-матер. Поэтому собираемся активно работать со своими выпускниками.
— РИИ и КИУ, которые вы возглавляете, получили какие-то средства после запуска проекта?
— С момента запуска проекта прошло только два месяца. Сейчас важна информационная поддержка, чтобы люди знали и задумались.
Новый проект «Мәдрәсәгә игелек кыл — Сделай добро для медресе» запущен на основе сайта благотворительного фонда ДУМ РТ «Закят», который возглавляет Булат Марданов.
— Булат Раифович, почему, наряду с традиционными категориями нуждающихся, вы решили помогать и образовательным учреждениям?
— В отличие от других в нашем благотворительном фонде «Закят» помощь получают люди из различных категорий. Это не только малоимущие, тяжелобольные и многодетные, но и должники, путники, а также те единоверцы, которые посвятили свою жизнь изучению и распространению ислама, кто трудится на пути Аллаха. То есть преподаватели и шакирды исламских образовательных организаций.
Фонд «Закят» всегда оказывал помощь этой категории граждан по мере своих возможностей, но эта помощь была скорее точечной, чем системной. Мы, например, участвовали в организации республиканских олимпиад по исламским дисциплинам, оказываем поддержку различным медресе в период месяца Рамазан или продовольственной помощи. Бывает и так, что преподаватели попадают в трудную жизненную ситуацию. Но в 2023 году совместно с ДУМ РТ пришли к мнению, что нужно объявить всенародный сбор. Для реализации помощи малоимущим категориям населения мы привлекаем гранты, а вот под образовательные проекты их не дают. Поэтому вся надежда — на людей.
Напомню, садака на пользу устазов и студентов относится к наиболее богоугодным делам, поскольку познание религии Аллаха является обязанностью мусульман, а ее распространение и правильное обучение вознаграждается в Судный день. В хадисе, переданном от Абу Хурейры, сообщается: «После того как человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трех дел: садака джария (милостыня, пожертвование и другие добрые дела, которые совершил человек и которые продолжают приносить пользу людям, такие как посаженное им дерево, построенный мост, мечеть или другое здание общего пользования, проложенная им дорога и т. д.); полезные знания, которыми пользуются люди; праведного сына, который обращается к Аллаху с мольбами за него».
— Как можно оказать помощь медресе через сервис «Мәдрәсәгә игелек кыл — Сделай добро для медресе»?
— Для этого достаточно на сайте фонда «Закят» в разделе «Пожертвования для медресе» зайти на страницу проекта «Мәдрәсәгә игелек кыл! — Сделай добро для медресе!» и, выбрав одно из учебных заведений, перечислить посильную сумму. Благотворительные пожертвования будут направлены на повышение качества работы мусульманских образовательных организаций: материальное обеспечение, поддержку преподавателей и шакирдов, приобретение литературы, ремонт зданий, организацию питания и пр. Если для кого-то это важно, то садаку можно перечислять в том числе и анонимно.
Альфред Мухаметрахимов, газета «БИЗНЕС Online»