Одним из признаков приближения Судного Дня является нерадивое отношение к родителям, к сожалению, получившее в наше время большое распространение. В какой-то степени это является свидетельством нашего отдаления от идеалов Ислама, ведь о правах родителей Священный Коран говорит с такой же настойчивостью, как о вопросе Единобожия и Божественности. Разъясняя этот вопрос с точки зрения методологии, многие ученые говорят, что Коран и Сунна не проявляют особой настойчивости в призыве к тем вещам, которые являются естественными для человека и свойственны его натуре, то есть к тому, что для него делать легко и приятно. Например, вопрос брака. Нельзя сказать, что этот вопрос не является важным. Однако ни в Коране, ни в Сунне нет устрашения или предупреждения для тех, кто не создает семью. Конечно, есть хадис: «Никах – это сунна, и тот, кто избегает моей сунны, не из нас». Но никах – это сунна, а сунна – это не только никах. Т.е. приведенный хадис больше мотивирует человека соблюдать сунну в целом, а не ограничиваться одним ее элементом.
Люди создают семьи и живут в браке, так как это является для них естественным. Но делать это они должны в рамках Шариата, который очерчивает круг прав и обязанностей супругов. Однако, как мы видим, Коран не проявляет особой настойчивости в призыве к браку, и ни в одном аяте выражение «женитесь» (анкиху) не является приказом. То же самое касается вопроса торговли (также являющейся сунной). Коран и Сунна не призывают настойчиво заниматься торговлей. Но в том, что касается основополагающих правил торговли, то здесь Шариат ничего не оставляет без внимания. Все вопросы, касающиеся продажи недвижимости, ликвидности, и прочие вопросы до мельчайших деталей разбираются Шариатом. Но нигде не сказано, чтобы люди постоянно занимались торговлей, охотой и т.д. Так как все это является естественным для человека.
Однако, что касается требований уважения к Своим Правам и к правам своих Пророков, Всевышний Аллах проявляет особую настойчивость. Аллах проявляет чрезвычайную настойчивость и в требовании уважения к правам родителей. Потому, что натуре человека не свойственно желание исполнять эту обязанность. Да, если человек вырос вместе с родителями, он будет иметь определенную привязанность к ним. Но, как правило, человек не желает посвящать всю свою жизнь родителям и служить им, исполняя любое их желание. Человеку не всегда удается избежать ситуаций или слов, наносящих обиду его родителям. В то же время, по Исламу родители имеют право на такое нежное обращение с собой, что их дети должны бояться сделать им больно даже мимикой, не то что словами! Коран призывает нас к этому. В этом вопросе есть очень интересный нюанс, служащий для нас хорошим уроком. В Священном Коране Аллах обращает внимание на права родителей сразу же после упоминания о Своих Собственных Правах. Причем в этом сравнении Аллах не касается прав Пророков. Например: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям…» (4:36). Или: «…Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха, относитесь достойно к родителям…» (2:83). Или: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: "Уф!" — не кричи на них и обращайся к ним почтительно» (17:23). И еще: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Матери тяжело носить его и рожать его, а беременность и кормление до отнятия его от груди продолжаются тридцать месяцев. Когда же он достигает зрелого возраста и достигает сорока лет, то говорит: "Господи! Внуши мне благодарность за милость, которой Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и помоги мне совершать праведные деяния, которыми Ты доволен…» (47:15). То есть, Всевышний Аллах обращает наше внимание одновременно и на обязанности родителей, и на наш долг перед ними. Аллах настойчиво упоминает время ношения ребенка в утробе матери, время отлучения его от груди и т.д.
То же самое касается Сунны. Однажды наш Господин (мир ему) сказал: «Нет ничего лучше, чем участвовать в джихаде». Однако, когда один из сподвижников пришел к нему, чтобы принять участие в джихаде, он спросил его: «Твои родители живы?» Получив положительный ответ, Он приказал этому сподвижнику вернуться домой и сказал: «Твой джихад – это забота о родителях». Значит, забота о родителях предпочтительнее джихада. Поэтому, если кто-то утверждает, что он имеет право не обращать внимания на права родителей, якобы, потому что он служит делу Исламского призыва, то этот хадис ему послужит уроком. Скажем, если верующий ушел из дома, чтобы получить образование, не спрашивая разрешение родителей – это нарушит их права. Возможно, у него было желание служить Исламу. Однако и в этом случае необходимо задуматься о следующем: интересно смог бы он одновременно заботиться о них и служить Исламу? Смог бы водить их везде с собой? А если у него есть сестра, которая заботится о родителях, то это не говорит о том, что он перед ними не в долгу. Все равно родители имеют права над человеком. Поэтому, обязательно нужно служить Исламу так, чтобы при этом родителя были довольны. Для этого необходимо выделить специальное время, когда можно будет навестить и обрадовать их. Необходимо объяснять им суть того дела, которым мы так заняты. Необходимо убеждать их в том, что любое доброе дело, сделанное нами, будет записано в их тетрадь добрых дел. В любом случае они будут чувствовать определенную обиду в душе. Спросите любую мать, что она чувствует в душе, и вы поймете. Как бы вы не служили Исламу, стараясь обрадовать Аллаха и Его Посланника, родители есть родители.
Все мы прекрасно знаем, что жизненный путь большинства людей проходит через уход из дома. Через это прошли тысячи людей и многие из них так и не вернулись домой. Сколько мы знаем историй о том, как наши деды, отцы или дяди уходили на защиту Родины, а потом возвращались далеко не все из ушедших. Были семьи, в которых из пяти ушедших вернулись двое, или вообще никто не вернулся. Но даже в таких сложных ситуациях все равно нужно подойти к родителям и спросить у них разрешение со словами: «Если хотите, я могу остаться. Но вы же знаете, что меня ждут». Рассказывают случай, когда одна мать попросила сына не ехать на фронт и подождать до четверга. На самом деле она умерла в четверг в ту же неделю. Однако она не стала дожидаться четверга, и считая защиту Родины более важным делом, отправила сына на фронт. Это не говорит о том, что та мать отказалась от прав на своего сына. Это говорит о том, что сын попытался найти какое-то решение. Возможно, мать подавила свои чувства и отказалась от своих прав, проявив мужество. Но это мужество записалось в ее тетрадь добрых дел. Что же касается самого сына, то он должен серьезно переживать по этому поводу.
Как хорошо было бы, если все наши единоверцы, куда бы они ни уезжали, брали бы с собой своих родителей. Не могут взять с собой, хотя бы звонили им по телефону, советовались бы с ними и радовали бы их каждый день! Сегодня появилась возможность проводить видеоконференции по интернету. Не стоит упускать и эту возможность, чтобы родители увидели лицо, мимику своих детей, ведь для них это так важно! Довольство Всевышнего Аллаха лежит через довольство родителей, поэтому нельзя упускать и малейшего шанса, чтобы угодить им.
Продолжение следует...