Мухаммад Рассел Уэбб: первая американская знаменитость, принявшая ислам

Американец, доказавший мудрость Ислама

Американец, доказавший мудрость Ислама

Предыдущая жизнь и религия в долине реки Гудзон

Мухаммад Рассел Уэбб родился 20 ноября 1846 года. Он вырос в долине Гудзона, штат Нью-Йорк. Чтобы понять Уэбба и его отношения с христианством, важно погрузиться в религиозные движения викторианской Америки. Гудзонская долина была домом для множества ветвей христианства: методисты, голландские реформаторы, лютеране, баптисты, квакеры (основатели Гудзонской долины) и пресвитериане, к которым и принадлежала семья Уэбба. Определение некоторых теологических различий между этими группами обязательно, так как эти различия были одной из причин, по которым Уэбб позже обратился в Ислам, а точнее, в суннитский Ислам.

Квакеры появились в Великобритании в 1650-х годах и стремились создать упрощенный вариант поклонения. Говорят, квакеры (англ. quakers, буквально «трепещущие») «трепещут во имя Господа», не имеют духовенства, причастия и верят, что могут напрямую общаться с Богом. Они также выступают против войны и юридической присяги. Лютеранство, детище немецкого реформатора Мартина Лютера, считает Библию единственным источником и правилом веры, и люди приходят к Богу через Иисуса. Баптисты уверены, что первенство Библии и крещение должны быть доступны только взрослым людям.

Лучше всего Уэбб был знаком с пресвитерианством, религией паломников, которые отправились в Америку и высадились в Массачусетсе. Пресвитерианами руководят старейшины, и у них нет священников. В начале своей взрослой жизни Уэбб перешел в епископальную церковь, богословию, которое отображает католическую церковь в иерархии, но не признает Папу.

Взгляды Уэбба на религию и христианство

Уэбб оставляет несколько подсказок для разгадки своих взглядов на христианство в своей книге «Ислам в Америке». Он начинает с того, что его цель при написании книги состоит не в том, чтобы разрушить или ослабить чью-либо веру, а в том, чтобы «побудить и воодушевить» англоговорящих читателей исследовать свои убеждения. Вначале Уэбб поставил под сомнение догматы о Троице и Непорочном зачатии. Он искал что-то, что могло бы наполнить его душу, выдержав испытание разумом. Уэбб спрашивал «мирянина и священнослужителя» о Троице и загробной жизни, и обычно они отвечали: «Все это тайны».

Уэбб обратился к научному материализму, чтобы разгадать тайны своего разума. Материализм тоже ему не подошел, он сказал: «Они могли назвать мне имя каждого дерева и цветка, но не могли сказать мне, почему деревья и цветы цветут». Для Уэбба научный материализм был разумным, но духовного удовлетворения не приносил. За год до написания «Ислама в Америке», в интервью для издания из Калькутты под названием «Мусульманский обозреватель», Уэбб широко заявил о своем недовольстве американским христианством, назвав Америку «номинально христианской» и «перечитанной под каплями» ортодоксии. Он даже заявил, что называть христианство именем Христа неуместно. В конце Уэбб пришел к выводу, что человек сам себе спаситель и искупитель, и что кто-то, стоящий между человеком и Богом, не имеет для него никакой пользы. Ислам стал окончательным результатом для вопрошающего ума Уэбба.

Мухаммад Рассел Уэбб: первая американская знаменитость, принявшая ислам

Уэбб и Ислам

В 1893 году Уэбб отвечал на вопросы, которые до сих пор сбивают с толку Запад: «Во что верят мусульмане?» Уэбб утверждает, что нет религии более таинственной для Запада, чем Ислам, и нет исторической личности, более искажаемой, чем Мухаммад (мир ему и благословение). Это являлось основой его интереса к изучению Ислама. В «Исламе в Америке» Уэбб явно обращается к немусульманской аудитории, поскольку он очерчивает основные доктрины ислама.

Величие пророка Мухаммада (ﷺ) в трудах французского католика

Для объяснения своей аудитории Ислама Уэбб использует христианство. В понимании Уэбба Ислам - это не восточная версия кальвинизма, где предопределение - это неизбежное заключение. Единственный аспект Ислама, который предопределен, - это познание Бога, люди могут потерять все ориентиры или принять путь Ислама. Ислам действительно напоминал христианство, лишенное трех доктрин: Троицы, Непорочного зачатия и Заместительного искупления (смерть Иисуса была теологически законной и необходимой).

Уэбб не остановился на сравнении Ислама с христианством для своей аудитории. Он также объяснил, как Ислам влияет на общество в целом. Уэбб напоминает читателю, что если немец в Америке совершает преступление, то это не характеризует сразу всех немцев или немцев-американцев. Или турок-мусульманин не может влиять на мнение обо всех турках или мусульманах, когда совершается преступление. По словам Уэбба, о религии должны судить те, кто относится к этой религии наиболее интеллектуально. Те, кто практикует пять столпов веры и стремится следовать Корану и Пророку (мир ему и благословение), должны быть привратниками Ислама. Об исламе следует судить по искусству и науке, которые сосуществовали и процветали в мусульманской Испании.

Испанец, хранящий историю и культуру Кордовского халифата

Современные уроки

Уэбб занимает особое место в истории, поскольку впервые коренной белый американец выдвинул Ислам на центральное место. Уэбб мог бы выступить на Всемирной выставке в Чикаго и в Первом парламенте религий, где он подчеркивал бы необходимость непредвзятости и исследования при поиске религиозной истины. Он полагал, что даже если христианин честно изучит христианство, результатом станет более чистая форма христианства. Лучше всего характеризует работу Уэбба то, что он боролся с исламофобией, как и многие сегодня. Если человечество идет по прогрессивной траектории, то рассуждения по поводу Ислама это не учитывают. В 1893 году Уэбб объяснял, как молятся и во что верят мусульмане, аудитории, которая, возможно, никогда в жизни не встречала мусульман. В 2020 году, в век глобализации и стремительного распространения информации, чем можно оправдать невежество и фанатизм? Не только немусульмане, но и мусульмане обязаны заниматься самообразованием. Имя Мухаммада Рассела Уэбба не должно кануть в историю, его следует использовать везде, где звучат межрелигиозные рассуждения.

5 мест, где вы точно не ожидали увидеть "след ислама"

Islam-Today

 

Социальные комментарии Cackle