Дни культуры Каракалпакстана в Казани. Фото: Ислам-тудей
Сегодня отмечается Международный день танца. Танец — один из древнейших способов самовыражения человека, сопровождающий его на протяжении всей истории. Через движение, ритм и пластику люди выражали радость, скорбь, духовные переживания и единение с окружающим миром.
Танцевальные традиции существуют в каждой культуре: от ритуальных плясок аборигенов до современных форм искусства. Однако в исламе вопрос о допустимости танца остается предметом дискуссий, требующих внимательного анализа первоисточников — Благородного Корана, сунны пророка Мухаммада ﷺ и мнений богословов.
Фото: Ислам-тудей
В Священном Коране прямое упоминание танца отсутствует, что открывает пространство для интерпретаций. Однако исламские ученые обращаются к общим принципам, регулирующим поведение верующих:
1. Намерение (ният) – любое действие человека оценивается по цели. Если танец способствует нарушению норм морали, он запрещен; если служит допустимой радости или единению в добре — может быть дозволен.
2. Скромность (хайя) — в исламе подчеркивается важность сохранения достоинства. Действия, ведущие к выставлению тела напоказ, смешению полов или распущенности, осуждаются. В Священном Коране сказано:
«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали взгляд [при виде того, на что им нельзя смотреть] и оберегали свои половые органы [от запретного]. Это чище для них. Поистине, Аллах знает обо всем, что они [Его рабы] делают [и за все будет отчет]. И скажи верующим женщинам, чтобы они опускали взгляд [при виде того, на что им нельзя смотреть] и оберегали свои половые органы [от запретного]. Пусть они не выставляют напоказ свои украшения, помимо того, что видно.
И пусть прикрывают покрывалом вырез на груди [покрывая голову,шею и грудь] и не показывают свою красоту никому [то есть, все тело, кроме лица и кистей рук], кроме своих мужей, отцов, свекров, сыновей, сыновей своих мужей, братьев, сыновей братьев, сыновей сестер, или своих женщин, рабов, стариков, не испытывающих вожделения, и детей, которые не осознают женской наготы. И пусть [мусульманки] не стучат ногами, сообщая об украшениях, которые скрывают. О верующие! Кайтесь перед Аллахом вы все, чтобы обрести успех» (Ан-Нур, 30–31).
Фото: Ислам-тудей
Этот аят подчеркивает необходимость скромности, что исключает провокационные или сексуализированные танцы. Таким образом любое действие, включая танец, должно соответствовать скромности, чистоте намерений и исключать возможность греха.
Хадисы пророка Мухаммада ﷺ дают более конкретные ориентиры.
Например, известен случай, когда Аиша (р.а.) наблюдала за танцем эфиопов в дни праздника, а Пророк ﷺ не запретил это, подчеркнув значение радости в религии (Бухари). Этот пример указывает на допустимость танца в рамках праздничных традиций при соблюдении приличий.
Фото: Ислам-тудей
Также существуют ограничения на смешение полов. Пророк ﷺ сказал: «Пусть мужчины и женщины не смешиваются, кроме как в случае необходимости» (Абу Дауд). Это исключает танцы, где мужчины и женщины взаимодействуют неподобающим образом.
В то же время другие хадисы предостерегают от подражания обычаям, противоречащим исламской этике. Например, Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто подражает какому-либо народу, тот из них» (Абу Дауд). Это формирует критическое отношение к танцам, ассоциирующимся с греховными практиками.
Важно знать: Что ислам говорит о народных танцах?
Фото: Krysja/ shutterstock.com
1. Ханафитский и шафиитский мазхабы допускают танцы в рамках праздников, если они не нарушают норм скромности и не сопровождаются запретным (например, песнями с непристойными текстами).
2. Маликитский мазхаб более строгий, считая большинство танцев нежелательными (макрух), кроме случаев, связанных с военным походом или свадебными обрядами.
3. Ханбалитский мазхаб часто запрещает танцы, акцентируя внимание на рисках нарушения морали.
В целом женские и мужские танцы должны рассматриваться отдельно. Танцы женщин в женском обществе (например, на свадьбах) традиционно воспринимались мягче, в то время как смешение полов или публичные выступления строго осуждаются.
Фото: Ислам-тудей
Имам ан-Науави (шафиитский мазхаб): считал танцы допустимыми, если они не сопровождаются греховными действиями, такими как употребление алкоголя или непристойное поведение (Аль-Маджму Шарх аль-Мухаззаб).
Ибн Хаджар аль-Аскалани: отмечал, что танцы, подобные тем, что исполняли эфиопы в мечети Пророка ﷺ, дозволены, если они выражают радость или культурные традиции без нарушения шариата (Фатх аль-Бари).
Шейх Юсуф аль-Кардави: допускал народные танцы, если они не содержат элементов, противоречащих исламу, таких как откровенные движения или смешение полов.
Однако некоторые ученые, например, из так называемых салафитских кругов, считают танцы нежелательными из-за риска греха.
Фото: Turkey Photo/ shutterstock.com
Особый феномен — кружение суфиев (например, в практике Мевлеви), где танец становится формой зикра (поминания Аллаха). Хотя некоторые богословы критикуют такие практики как нововведение (бида), другие видят в них выражение любви к Творцу, если они не противоречат основам веры.
В современном мире танцы часто ассоциируются с поп-культурой, где доминируют откровенные движения и смешение полов, что противоречит исламским принципам.
Исследование Pew Research Center (2013) показало, что 68% мусульман в мире считают важным соблюдение скромности в публичной жизни. Родители-мусульмане должны учить детей различать дозволенные и недозволенные формы танца, направляя их к культурным или духовным практикам.
Фото: Ислам-тудей
В эпоху глобализации границы между культурными традициями и грехом размываются. Исламские ученые призывают верующих оценивать танцы по критериям:
- Соответствие принципам скромности.
- Отсутствие элементов подражания враждебным исламу культурам.
- Контекст: семейное торжество, религиозный ритуал или развлекательное мероприятие.
Ислам не дает однозначного запрета на танец как таковой, но устанавливает рамки, защищающие нравственность. Разрешен ли конкретный танец, зависит от его формы, цели и окружения. Как напоминает Священный Коран, мы должны сохранять красоту и радость в дозволенных пределах.
В конечном счете, верующий должен руководствоваться совестью, знаниями и советами авторитетных ученых, чтобы его действия приближали его к Аллаху, а не отдаляли.
Хасан Умеров