21 августа в Малом зале театра им. Г. Камала состоялся показ фильма-участника десятого казанского фестиваля мусульманского кинематографа «Последняя остановка». Фильм является частью проекта «Калеб». Картина вызвала немалый интерес. Во время показа в зале было совсем немного свободных мест. Подобный ажиотаж вполне объясним: бразильско-ливанский кинематограф нечастый гость не только в кинотеатрах Татарстана и России, но и для мирового проката явление уникальное.
«Последняя остановка» - это совместная работа режиссеров Марсио Кури и Ди Моретти. В центре внимания – компания молодых ребят, плывущих на корабле из Ливана к берегам Бразилии. Среди них парень по имени Ханна из Марокко, играющий тоскливые мелодии на бамбуковой флейте, Джозеф – единственный из всей компании говорящий на языке страны, в которую они плывут, отважный Али, предприимчивый Хасан, а также два брата – Тарик и Карим, один из которых станет главным персонажем истории.
Дополняют компанию двое сирийцев – красивая «как цветок кедра» Лайла и ее брат Мухаммад, следящий за тем, чтобы ни один парень из ливанцев и близко не подошел к ее сестре, причем делающий это настолько ревностно, что едва не убивает Тарика, в порыве гнева сталкивая его в воду с причала за то, что тот слишком много внимания уделяет его сестре. Этот конфликт, по сути, отражает нечто большее, нежели конфликт двух молодых людей – он отражает ту непростую ситуацию, которая сложилась в отношениях между Сирией и Ливаном в тот период.
Тогда же случается событие, которое становится определяющим для всего фильма – Али спасает Тарика из воды, что становится началом крепкой дружбы, однако судьба разлучает друзей – Али не удается пройти паспортный контроль в порту и его задерживает полиция, тогда как Тарик, будучи не в силах помочь ему, уезжает вместе с братом и своим дядей.
Первой остановкой, первой жизненной вехой двух братьев станет городок Барретос, «страна зеленого золота и сладкого тростника». Здесь Тарик находит жену и открывает магазин. У них рождается дочь, но жена Тарика умирает, не сумев справиться с тяжелой болезнью. Пытаясь пережить постигшую его утрату, Тарик обращается к единственным ценностям, остававшимися незыблемыми на всем протяжении его жизни на чужбине – его национальным, культурным и религиозным корням.
Он одевает традиционную арабскую галабийю, головной убор и все чаще перебирает в руках четки-тасбих, которые принадлежали «красивой как цветок кедра» Лайле. Думая, что и его дни сочтены, он отправляется в путешествие по Бразилии вместе со своей дочерью, чтобы увидеть старых друзей и отдать главный долг своей жизни – отблагодарить спасшего его жизнь Али.
Проезжая по пяти городам в которых проживают его старые друзья, Тарик словно собирает мозаику своей жизни, пытаясь снова обрести себя, но долгожданные встречи приносят не только радость, но и разочарование. После встречи с Хасаном, ставшим главой крупной строительной фирмы, его дочь изрекает мысль, которая мучает Тарика на всем протяжении его путешествия: «Вот и еще один, кто потерял свой путь».
Его друзья, обживаясь в гостеприимной Бразилии забыли свои корни. Их дети почти не знают родного арабского языка. Так дочь Джозефа, который обучил Тарика первым словам на португальском, знает лишь названия традиционных арабских блюд («Конечно я говорю на арабском: хумус, фалафель…»). Сын Хасана играет в рок-группе, но в его успех не верит даже родной отец («Я поддерживаю его, но толка из него не выйдет…»). Ханна, флейтист из Марокко, обзавелся плантацией какао и производит шоколад, но «уже не может набрать достаточно воздуха в легкие, чтобы сыграть на флейте». Первая любовь Тарика, красавица Лайаль покончила жизнь самоубийством, будучи не в силах выносить издевательства жестокого мужа. Даже родной брат Тарика Карим говорит что «приехав сюда мы оставили свою веру» и пытается убедить брата похоронить жену в гробу, как это принято здесь, а не в кафане, как предписывает Тарику Ислам.
Единственным, кто сохранил себя на чужой земле стал Али. Он становится той самой «последней остановкой» в путешествии Тарика, который, найдя своего спасителя, узнает, что тогда, почти 50 лет назад, Али отпустили вскоре после задержания. Сняв этот груз с души друга, Али возвращает ему любовь к жизни, которая уже начала складываться по-новому вокруг Тарика – он знакомится с официанткой по имени Сиса, которая, оставив все, решается ехать с ним.
Али, также, становится единственным другом Тарика, не забывшим о своей религии. На бумажной фабрике, принадлежащей Али, наступление времени намаза провозглашается громкой сиреной. На протяжении всего фильма он становится единственным другом с которым Тарик совершает намаз.
Глубокий фильм о мучительном духовном поиске человека, попавшего в чужую страну, в то же время, воспринимается достаточно легко. Авторы не стали излишне усиливать драматизм ряда моментов и делать особый ацент на тяжелых эмоциональных переживаниях, разбавив сюжет толикой юмора и остроумными диалогами, словно желая призвать зрителя не терять оптимизма и проще относится к жизненным испытаниям. Как говорит главный герой фильма, инна лиЛляхи, ва инна иляйхи раджи'ун - "Поистине, Мы все принадлежим Аллаху и наше к нему возвращение". А потому, будьте в этом мире как путники и не забывайте, что эта жизнь - лишь миг в сравнении с Вечностью, которая и станет нашей "последней остановкой".
Руслан Хисамов