Арабские рукописи в Западной Африке: как исламская культура перемещалась через пустыню?
Каталоги арабских рукописей стран Западной Африки, в частности Мали, включают книги, хранившиеся более чем в 100 публичных библиотеках.
Треть всех существующих рукописей (314 наименований) была написана 204 известными учеными-исследователями, четверть из которых родом из Западной Африки. Большинство этих рукописных памятников датируются XIX веком, но в своей основе имеют более глубокие исторические корни.
Согласно археологическим источникам, рукописи в Западной Африке не ограничиваются манускриптами Томбукту, найденными в Мали, арабские свитки были обнаружены в Мавритании, Нигере и Нигерии.
Первый контакт между Северной Африкой и Томбукту произошел благодаря торговле золотом в Западной Африке. Эта торговля также принесла исламскую культуру через пустыню Сахара, и первое упоминание о рукописях в Тимбукту было в 15 веке нашей эры.
Исламисты сознались в разрушении памятников Тимбукту
Фактически, Томбукту был лишь одним из нескольких городов в Африке к югу от Сахары, которые привлекали ученых со всего мира.
В этих городах можно было получить отличное исламское образование уже в 15 веке нашей эры. Это был так называемый «золотой век» Томбукту, когда его ученые были известны по всей Северной Африке.
Тогда рукописи по математике, астрономии, искусству, медицине, философии и религии можно было найти в каждом доме. В некоторых создавали обширные библиотеки, например библиотека в доме Маммы Хайдары хранит около 20 000 рукописей.
Интерес к изучению арабского языка в Западной Африке снова появился в 19 веке после исламских реформ. На сегодняшний день самые старые рукописи в Западной Африке в основном относятся к этому периоду.
С упадком науки в Томбукту в 17 веке исламское образование появилось в центрах кочевников на западе современной Мавритании. В этой стране также имеется коллекция рукописей, основанная на содержимом 80 частных библиотек.
Наиболее важными темами арабских рукописей Западной Африки, помимо рукописей по арабскому языку (лексика, грамматика, презентации и доисламская поэзия), являются пророческая миссия Мухаммада ﷺ, правила чтения Корана (таджвид) и суфизм.
Чтобы объяснить Коран, средневековые учителя часто переводили ключевые арабские слова на африканский язык (написанный арабской вязью).
Многие западноафриканские учебники испещрены этими пояснительными строками. Эта практика стала первым шагом к написанию классических африканских литературных произведений на арабском языке.
Тимбукту: единственная в мире цивилизация, где мужчины покрывают себя, а женщины ‒ нет
Тимбукту ‒ синоним отдаленности, находится в Мали, бедной стране в Западной Африке, которая не имеет выхода к морю. По форме напоминающая американский штат Техас, но вдвое крупнее, Мали ‒ одна из беднейших стран в мире...
Читайте также:
-
Ценности мусульманской семьи и временный брак «мийсар»
В последнее время среди вахабитов и необразованных мусульман-сунитов получил распространение «брак мисйар». Саудовские улемы разрешили временные браки - то, за что раньше критиковали шиитов.
Тяжелая жизнь наемников из мусульманских стран в Сирии, неженатых или в течение длительного времени находящихся вдалеке от своих жен, может стать легче заключениями таких современных факихов, как доктор Йусуф Кардави, шейх Усеймин, Ибн Баз, Абд аль-Азиз аль-Шейх.
-
Почему Всевышний Аллах давал самые тяжелые испытания своим пророкам?
В одном из хадисов сказано, что даже колючка, попавшая в ногу, является расплатой и прощением за грехи. Соответственно тяжелые испытания и беды, есть искупление и путь к прощению Всевышним и Прощающим Аллахом. Также не стоит забывать слова Посланника Аллаха (ﷺ), по которым, чем крепче вера раба, тем труднее даются ему испытания. А значит и место в раю, будет определятся по сложности данных ему испытаний.
-
Кто удостоится заступничества Корана в Судный день?
Абдуллах ибн Амр (радыйаллаху анху) передает, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пост и Коран...
-
Обязательно ли поднимать руки во время дуа?
Дело в том, что иногда мне приятно про себя, тихо, делать дуа Аллаху Всевышнему, не поднимая при этом рук, как во время дуа после намаза. Как шариат относится к таким дуа, и допустима ли такая форма дуа?
-
Дозволено ли мусульманке выходить из дома накрашенной?
Любовь к красивому и стремление красиво выглядеть, являются частью естества человека. Ислам же является религией естества. Религия естества не запрещает присущие естеству человека желания, а стремится к тому, чтобы эти желания удовлетворялись в законной форме, соответствующей этому самому естеству. Поэтому, если украшение соответствует этому естеству, то оно считается нормальным, если же украшение искажает естество человека, то оно считается ненормальным. То есть, если первое является халялем, то второе является харамом.
-
Можно ли во время длительной поездки совершать намаз, сидя в машине?
Можно ли во время длительной поездки совершать намаз, сидя в машине?
-
4 доказательства существования загробного мира
Исламские богословы на протяжении многих веков приводили различные доказательства существования Загробного мира. Вот некоторые из них...
-
Может ли шайтан вмешиваться в наши сны?
По статистике, около 2000 снов видит человек за год своей жизни. Сны таинственные и удивительные, необычные и захватывающие, порой пугающие и вызывающие множество вопросов… Все ли сны посылает нам Аллах, может ли шайтан вмешиваться в сны и пугать нас?