Многие ошибочно полагают, что казачество тесно связано лишь с одним религиозным направлением — православием. Однако это не так, потому что казаками могли быть представители разных конфессий. Значительную часть казачьего войска составили мусульмане - татары, башкиры, ногаи, горцы Кавказа и др., а также буддисты - калмыки, буряты и последователи языческих культов Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока - финно-угорские народы, эвенки. Кроме этого, среди казаков можно было встретить лютеран, католиков и даже иудеев.
В настоящее время существует целый ряд различных концепций о происхождении казачества. Однако большинство исследователей вынуждены признать большую роль Золотой орды в формировании современных казаков. Государство Золотая Орда, а затем ее наследники контролировали огромные степи.
Именно в этот период в степи начали скрадываться боевые содружества казаков. Само слово «казак» происходит от татарского лексикона и означает «вольный воин», «удалец». В Золотой Орде первоначально казаками называли особую группу воинов - легко вооруженных конных всадников.
После распада Золотой Орды многие воины оказались предоставлены самим себе и под именем «казаки» начали смешиваться с бежавшими в степь беглыми русскими. Со временем количество русских беглецов стало превосходить, и поэтому русских язык, а вместе с тем православная религия стали главенствующими. С расширением Московского государства казаки постепенно превращаются в военное служилое сословие, основная задача которой заключалась в охране границ.
Во времена Российской империи многих представителей иноверцев (тех, кто не исповедовал православие) в силу их профессиональной пригодности стали включать в состав казачьего сословия. Так, в конце 16 века на Северном Кавказе появились такие казачьи слободы, как Черкасская, Окоцкая, Татарская, Кумыкская, Ногайская, Новокрещенская, основанные кабардинцами, чеченцами, кумыками, ногаями, татарами и др.
Начиная с 18 века в России начинается осуществляться периодическая перепись населения, что позволяет выявить примерную численность казаков-мусульман. По данным переписи 1718-1724 годов, в Уральском казачьем войске было 6% казаков неславянского происхождения, состоявшее прежде всего из татар и башкир. А в 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны в Оренбургское казачье войско были зачислены ногаи, которые тоже стали частью мусульманского казачества Оренбуржья.
При тщательном историко-лингвистическом анализе большого пласта уральских казачьих фамилий за 18-19 века, среди них было выявлено более 300 фамилий явно тюрко-мусульманского происхождения. Казаки-мусульмане из татар, башкир, ногаев и др. имели право создавать свои отдельные школы. В них, наряду с образованием на своих языках, преподавался русский. Потому что они, в основном держались своих обычаев и не знали русского языка, что затрудняло их общение с общей казачьей средой. Простые казаки и офицеры из мусульман могли служить не только в чисто мусульманских, но и в конфессионально смешанных полках.
У казаков-мусульман были свои мечети, а также имамы и муэдзины. Военный совет Российской империи 19 января 1855 года принял «Правила устройства духовной жизни магометан казачьего сословия», которые узаконили сложившийся порядок избрания духовных лиц. Вдобавок по высочайшему указу от 13 мая 1870 года в казачьих войсках было введено общественное самоуправление. Так, в Сибирском, Оренбургском и Уральском казачьих войсках избрание и утверждение духовных лиц к мечетям производилось в следующем порядке:
1.Сначала в присутствии станичных или поселковых атаманов, имам избирался путем голосования по крайней мере двумя третями голосов, принадлежащих к приходу мечети казаков-мусульман, также мусульман из других сословий
2.Решение общины, подписанный всеми избиравшими лицами и засвидетельствованный станичными атаманами, представлялся на утверждение в Оренбургское Магометанское Духовное Собрание.
3.Прежде чем утвердить в должности, Оренбургское Магометанское Духовное Собрание подвергало имама экзаменам.
На период исполнения духовных обязанностей муллы и муэдзины из числа казаков освобождаются от внутренней, пограничной и внешней службы в Уральском казачьем войске в 1862 г. всего насчитывалось 81 998 казаков: православных казаков — 70 331 (85,8%), казаков-мусульман (башкиры, татары, казахи, каракалпаки) — 10 483 (12,8%), буддистов (калмыки) — 1184 (1,4%). Таким образом, доля мусульман в Уральском казачьем войске в середине 19 века доходила до 12,8%.
Казачья служба черкесов, осетин, кабардинцев и других нетюркских кавказских народов началась еще с 1733 года, когда кабардинскому князю Эльмурзе Бековичу-Черкасскому было поручено приглашать их на казачью службу. О переходе горцев в казачье сословие свидетельствуют архивные документы, полевые материалы, письменные источники.
Согласно Всеобщей переписи 1897 года примерно 45 тысяч мусульман вместе с семьями были причислены к казачьему сословию. Татары, башкиры, казахи служили в основном в Донском, Уральском, Оренбургском, Семиреченском и Сибирском казачьих войсках, а кавказские народы в Донском, Кубанском и Терском казачьих войсках. Для обеспечения религиозных прав казаков-мусульман были разработаны особые законы и инструкции, в которых определялся порядок принятия ими воинской присяги, участия в молитвах, право быть похороненным по исламским канонам и др.
В советское время из-за поддержки Белого движения казачество было под запретом. В 1990-е годы началось активное возрождение казачества, этот процесс касается и казаков-мусульман.
Мухсин Нурулла