К выбору человека, у которого вы собираетесь получать знания о религии, следует подходить с особой серьёзностью, чтобы не попасться в сети экстремизма или других крайностей. Великий сподвижник досточтимого Пророка (с.а.с.) Али ибн Абу Талиб (р.а.) говорил: «Смотрите на тех, у кого вы берете знания, ибо поистине – это религия.
Как же понять, что перед тобой настоящий ученый?
Настоящий ученый-мусульманин всегда предпочтет духовные ценности материальным, а вечную жизнь – мирской. Он не будет использовать религию только в выгодном для себя свете и не будет прикрываться ею, оправдывая свои прегрешения. Однако в этом случае следует обратить внимание не только на знания ученого, но и на его нравственность и поведение, которые должны соответствовать религиозным проповедям.
Как мы уже говорили, важны не только знания, которыми обладает ученый, но и то, использует ли он эти знания сам. Аллах в Коране сказал: «И вы призываете людей к добродетели [и благочестию], забыв о себе? Ведь вы же читаете Книгу! Неужели вы не образумитесь?» (Аль-Бакара, 44).
Таким образом, истинный алим – это тот, чьи дела соответствуют словам, который судит себя так же справедливо, как и других. Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал по этому поводу своим сподвижникам: «Приобретайте столько знаний, сколько захотите, но Всевышний не вознаградит вас, если вы не будете действовать в соответствии с тем, что знаете».
Истинный ученый бывает скромен при выборе еды и одежды. Он по возможности ограничивает себя даже в том, что ему дозволено Всевышним, желая тем самым еще большего отдаления от запретного. Мирские блага для него – лишь средства поддержания жизни, а не ее смысл.
Знающий человек не стремиться сближаться с богатыми и влиятельными людьми. Так как стремясь к их благосклонности, ученый может оправдать их отрицательные поступки и предосудительные указы.
Мы не хотим сказать о том, что ученые должны ненавидеть и презирать правителей, но лучший ученый – это тот, кто старается обезопасить себя от искушений властью.
Алимы не принимают поспешных решений при вынесении фетв и осторожно относятся к рекомендациям, так как боятся стать причиной несправедливости из-за ограниченности своих знаний. Шейх Абу Хафс Нишапури говорил: «Настоящий алим – это тот, кто, высказывая свое мнение по религиозным вопросам, боится и переживает, что ему придется объяснять свои решения в День Воскресения».
Настоящий ученый не остановится на достигнутом, он всегда будет занят совершенствованием своего нрава. Не может нести свет другим тот, кто не открыл его в себе.
Ученый должен прикладывать усилия для того, чтобы совершенствовать веру в трех направлениях:
- таваккуль (упование на Аллаха);
- рида (принятие своей судьбы и того, на что он не может влиять);
- таслима (подчинение воле Аллаха).
Если знания человека сопровождаются гневом, высокомерием, пафосом и тщеславием, значит, они направлены на достижение мирских благ, а не довольства Аллаха.
Человек, который служит Аллаху и получает знания с целью достичь Его довольства, отличается спокойствием, скромностью, дружелюбностью. Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) говорил: «Приобретайте знания и приобретайте спокойствие, уравновешенность и мягкость вместе со знанием; ведите себя скромно с теми, от кого вы учитесь, и пусть те, кто учится у вас, будут смиренны с вами. Не становитесь одними из ученых-деспотов, потому что знания не могут основываться на невежестве».
Истинный ученый изучает свою религию с глубоким пониманием, стремясь охватить различные отрасли знаний, и основывается только на достоверных источниках. Еще лучше, когда ученый не ограничивается только религиозными знаниями, так как при вынесении решения по отдельным вопросам понадобятся не только религиозные знания, но и знания из других областей жизни.