Сегодня, благодаря СМИ, мы больше сталкиваемся с «демонизацией» образа ислама и мусульман. Мы также должны признать, что сами мусульмане, хоть и малая часть из них, тоже способствуют формированию исламофобских настроений в обществе.
Важно заметить, что говоря о проявлениях радикализма среди мусульман, мы не имеем в виду масштабные крупные тенденции внутри уммы, или о предрасположенности учения ислама к такому явлению. Напротив, радикалы из числа мусульман представляют незначительную часть исламской общины.
Духовная неграмотность и одиночество: как возникает религиозный фанатизм?
История ислама и его вероучение показывают, что мотивы и потенциал миролюбия, веротерпимости и толерантности заложены в исламском учении. Достаточно вспомнить аяты Корана: «Нет принуждения в вере (религии)» (2:256), «Мы послали тебя (о Мухаммад) лишь как милость для миров (т.е. для всех, и верующих и неверующих)» (21:107), «О люди, Мы сотворили вас из одной пары и сделали вас народами и племенами, чтобы вы признавали (узнавали) друг друга» (49:13), «Если бы Аллах не поддерживал одних людей против других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, где постоянно поминают имя Аллаха» (22:40) и «И не убивайте самих себя (т.е. друг друга), ведь Аллах для вас милостивый» (4:29).
Несмотря на идеальный пример пророка Мухаммада ﷺ и его эпохи для мусульман, они впоследствии раскололись на разные группы и течения. Появились и те, кто исповедовал крайние религиозные воззрения, приведшие к насилию и убийству в первую очередь среди самих мусульман.
Это было, конечно же, исключением из правил, установленных в исламе, и отклонением от пути большинства мусульман, от традиционного понимания учения ислама. Не зря в Коране и сунне есть призывы к тому, чтобы избегать раскола и не делиться на группы, особенно, как считают богословы, по вопросам догматов.
Первая опасная группа, как мы знаем, возникает во времена четвертого халифы Али, с учетом того, что они уже раньше участвовали в беспорядках при правлении третьего халифы, а на некоторых представителей из них, как верят мусульмане на основе источников, в свое время указал еще сам Пророк ﷺ.
Эта группа – хариджиты, которые в своей крайности, считая всех грешников неверными, дошли до убийства сподвижников Пророка ﷺ и даже невинных женщин и детей.
Али, впервые столкнувшись с проблемой, сначала отправил в стан новоявленной секты видного и ученого сподвижника Абдаллаха ибн Аббаса. Беседа и диспут тогда вернули из секты около 10 тысяч человек, но остались остальные две, которые стали нападать на мусульман.
Али вынужден был вести против них военные действия, а затем и последующие халифы из числа омейядов и аббасидов. В итоге они были уничтожены, лишь умеренные хариджиты в лице ибадитов сохранились до наших дней. Мусульманская умма решила эту проблему тогда на государственном уровне, с помощью богословия и армии.
Однако уже в настоящее время происходит попытка возрождения элементов хариджизма среди мусульман, особенно ярко это наблюдается во второй половине XX века. Как и первые хариджиты, представители неохариджизма сегодня не признают общепризнанных авторитетов ислама, идут против всей исламской общины.
Современная наука показывает, что человеческое общество так устроено, что невозможно представить людей на едином мнении. Все религии имеют ответвления и секты. В исламе возможен плюрализм мнений, но они не должны приводить к вражде, ненависти и насилию, тем более к убийству. Хариджизм в исламе был исключением из правил, хариджитов всегда было мало, однако эта малочисленная группа доставила много хлопот мусульманам.
Шагавиев Д.А.
Фото: elements.envato.com.