Есть ли связь между демократией и количеством мечетей?

 

По утверждению ученого Рената Шайхутдинова из Атлантического университета, расположенного во Флориде (США) число мечетей в  мусульманских республиках бывшего СССР изменяется в соотношении к уровню демократии.

Если посмотреть на историю татарского народа за последние два века, то невозможно не обратить внимание на тот факт, что как только на российском небосклоне заиграли лучики демократии, так тут же увеличилось количество мечетей и домов для совершения намаза. Политолог Ренат Шайхутдинов замечает, что подобная картина наблюдается во всех бывших коммунистических республиках. В своем исследовании ученый прослеживает зависимость уровня демократии в бывших советских республиках с преобладанием мусульманского населения и состоянием религии. Большая часть исследования посвящается татарам и Татарстану и главный вывод ученого состоит в том, что демократия – единственный реальный фактор, оказавший  огромное влияние на строительство и открытие мечетей. В исследовании детально изучено положение дел в бывших 22 коммунистических республиках. Это дало возможность сопоставить количество мусульман и соответственно мечетей не только в бывшем СССР, но и в странах Европы. Из сопоставляемых 22 республик в части соотношения «мусульман-мечети» первые позиции занимают Дагестан, Крым и Татарстан. Иными словами, когда анализируется количество мусульман к действующим мечетям, в указанных регионах приходится наименьшее количество прихожан к домам Аллаха. Азербайджан, Северная Осетия, Абхазия, Туркменистан и Узбекистан в этом списке занимают самые нижние строки. Например, в Дагестане одна мечеть приходится на 850 мусульман, а в Узбекистане – одна мечеть на 16150 правоверных.


 

Если включить в данный реестр государства Западной Европы, к примеру, Британия опередила бы Крым и Татарстан и заняла бы вторую строчку, а Германия  предварив Татарстан, утвердилась бы на четвертой позиции. К слову, Нидерланды и даже Франция, которая подвергается жесточайшей критике за ограничения мусульман, обосновались бы где-то посередине этого списка. Франция заняла бы по расчетам 10 строку.

Как заметил Ренат Шайхутдинов, демократия не только позволила правоверным создать условия для отправления религиозных ритуалов, но и оградила их от применения по отношению к ним силы. В условиях устойчивой демократизации уменьшаются возможности применения репрессивных мер со стороны властных структур, так как  они постепенно привыкают гасить взаимные обиды, озлобленность и сложности, возникающие во взаимоотношениях, и решать проблемы мирным путем. Миропорядок и рамки приличия, установившиеся в силу исторических  традиций, подталкивает руководителей государства не применять силу по отношению к гражданам, которая обходится слишком дорого. Потому-то они отдают предпочтение решению острых противоречий через мирный диалог.


 

Из истории мусульманства Российской империи известно, что до Октябрьской революции наблюдалось резкое увеличение количества мечетей и сооружений для свершения намазов, а на конечном этапе самодержавия в Государственной Доме даже была сформирована мусульманская фрация. Таким демократическим путем татары добились утверждения своих прав.

Ренат Шайхутдинов приводит сравнение числа мечетей и домов для намаза с уровнем демократизации, наглядно отображающей с показателями системы Polity IV


 

После господства советского строя, который охватил несколько поколений людей, когда вновь подули ветры демократии, татары принялись во множестве открывать мечети. Если, к примеру, в 1988 году в Татарстане было всего 18 приходов, то через десять лет их количество возросло до семисот. Число мусульманских духовных учебных заведений в Поволжье к концу 1990 года приближалось к тридцати. В 2001 году количество мечетей в Татарстане  достигло одной тысячи.

 

В своем интервью для радио Азатлык Ренат Шайхутдинов заметил, что с понижением уровня демократизации в отдельных республиках Средней Азии наблюдается уменьшение количества мечетей, а после 1999 года произошло закрытие большого числа мечетей.

По оценкам ученого, уровень демократизации общества во многом отражается и на других сферах религиозной жизни правоверных. В качестве примера он приводит факты, когда в последнее время наблюдаются некоторые проблемы в деятельности некоторых духовных учебных заведений Татарстана, что, по его мнению, свидетельствует о снижении уровня демократии.

С ростом демократизации наблюдаются и изменения в одежде людей, которые стремятся носить ту одежду, которая соответствует канонам Ислама. Они получают возможность обучаться на своем родном языке, с учетом религиозных традиций народа, но при усилении авторитарных тенденций эти права начинают ущемляться, замечает политолог.

Политолог из Атлантического университета Флориды Ренат Шайхутдинов выразил надежду, что будущее страны связано с демократическими преобразованиями и созиданием.

"Azatlyq"

перевод Islam-today

Социальные комментарии Cackle