Пандемия «падения государств», которая охватила Ближний Восток годы назад, похоже, вот-вот перекинется и на некоторые богатейшие и технологически продвинутые страны.
Последним государством, вступившим в борьбу за собственное существование, кажется, стали США. Неустойчивость американского государства ярко проявляется в неспособности властей минимизировать число человеческих жертв коронавируса, в политическом хаосе, последовавшем за фарсом, в который превратились прошедшие выборы президента США, и в разобщенности, пожирающей все социальные связи и институты. В связи с этим все чаще звучат мрачные прогнозы о том, что США ждет та же участь, что и их когда-то соперника, СССР.
Но все должно было быть иначе. Основатели Соединенных Штатов Америки намеревались построить политическую систему, которая выдержала бы испытание временем. Это желание они передали через древнеегипетскую иконографию и символику. От грандиозного монумента Джорджу Вашингтону до пирамиды, изображенной на оборотной стороне Большой печати Соединенных Штатов, первые правители Америки широко использовали древнеегипетские символы, чтобы подчеркнуть силу и долговечность своего молодого государства. И если бы в 1912 году Конгресс одобрил проект мемориала Линкольна, разработанный архитектором Джоном Расселом Поупом, сейчас памятный комплекс представлял бы собой огромную пирамиду.
В использовании древнеегипетских символов, особенно пирамид, была своя логика: первая пирамида была построена в Египте почти пять тысяч лет назад, и она стоит до сих пор.
А цивилизация, построившая ее, имеет историю длиной почти в три тысячелетия. За 30 веков существования Египет пережил несколько периодов раскола, однако даже в самые сложные периоды египетская цивилизация не входила в «темные века», а, напротив, становилась более локализированной, с децентрализацией власти, большим экономическим равенством и социальной мобильностью. И даже иностранные завоеватели Древнего Египта, такие как македонцы, персы и гиксосы, больше перенимали египетские обычаи, чем навязывали свои.
История египетской цивилизации настолько глубока, что когда древние римляне захватили Египет и превратили его в одну из провинций своей империи, пирамиды уже считались древними. За прошедшие с тех пор два или около того тысячелетия мир стал свидетелем взлетов и падений многочисленных цивилизаций, империй и государств. Так что же стояло за поразительной жизнестойкостью Древнего Египта, и какие уроки может извлечь из этого современный мир?
Долголетие древнеегипетской цивилизации – результат построения политической системы, которая идеально подходила под окружающие условия.
«Государство просуществовало так долго, потому что его структура идеально работала в этой конкретной окружающей среде, а потому была по-настоящему надежной», – говорит профессор египтологии Ливерпульского университета Зета Ксекалаки.
Когда закончилось то, что климатологи называют Африканским влажным периодом, в результате чего пустыня Сахара вернулась к своей естественной засушливости, кочевые охотники-собиратели, находившиеся на территории будущего египетского государства, оказались перед непростым выбором: адаптироваться, перекочевать или погибнуть. Будущие египтяне нашли способ приспособиться к среде, которая, в конечном счете, оказалась их главным союзником. Они не просто поселились в долине Нила и стали оседлыми фермерами, но и смогли придумать инновационные и эффективные способы использования плодородной силы реки и сдержать неумолимый ад пустыни.
«Благодаря этому в народах, ставших впоследствии египтянами, сформировалось мировоззрение, согласно которому главным залогом успеха было эффективное управление. В египетском видении мира не существовало альтернативной системы, способной контролировать окружающую среду и обеспечивать богатство так же эффективно, как возглавляемая фараоном», – отмечает Ксекалаки.
Интересно, что современных автократических лидеров Египта неоднократно оправдывают через образ фараона тем, что египтяне попросту не понимают других способов правления. Вот только мнение это основано на нескольких серьёзных заблуждениях.
Во-первых, древние египтяне признавали власть фараонов не больше, чем более поздние общества признавали божественное право царей править – идея, от которой мир, не считая нескольких известных исключений, с тех пор почти отказался.
Во-вторых, утверждения о том, что успех древнеегипетской цивилизации стал результатом авторитаризма, не берет во внимание так называемую систему противовесов и сдержек, которая существовала в египетском государственном устройстве. Принято думать, что Египет управлялся по прихоти своего монарха, однако исторические свидетельства говорят о том, что власть царя сдерживалась сразу несколькими факторами: Божественной концепцией Маат (гармонии), которая применялась в равной степени и к обычным людям, и к фараону, и сложной системой светских законов и судов.
Привычный для нас образ угнетенного и униженного древнеегипетского крестьянина и рабочего в свете недавних археологических открытий также оказывается ошибочным. Египетские рабочие не только получали хорошую зарплату и медицинское обслуживание, но и умели отстаивать свои права. Ярким свидетельством этому служат многочисленные, первые в истории человечества, задокументированные забастовки, в ходе которых рабочие складывали свои инструменты в знак протеста против задержек зарплаты и тяжелых условий труда.
Свою роль в развитии и «живучести» египетской цивилизации также сыграла уникальная география Египта. «Долина Нила, расположенная на перекрестке Средиземноморья, Азии и Африки, отличается от всех других мест на Земле», – объясняет Ксекалаки. Обширные пустыни, окружавшие долину Нила, служили не только естественными границами государства, но и защитными буферными зонами. Они дали стране, де-факто являвшейся островом, необходимое время для постройки собственной уникальной цивилизационной модели, которая почти не подвергалась внешним влияниям и угрозам.
Еще одним важным фактором успешности Древнего Египта было его абсолютное равнодушие к завоеваниям и экспансионизму. Многие империи мира рухнули именно потому, что больше не могли содержать огромные завоеванные территории. Египет же никогда не выходил далеко за пределы своих границ и тратил всю свою энергию только на поддержание внутреннего процветания и безопасности. Однако с развитием военных технологий географическое преимущество Египта постепенно сошло на нет. В конце концов, Египет был завоеван, но только географически, а не политически или культурно.
Расположение Египта в регионе Плодородного полумесяца означало, что он находился в центре самого оживленного в то время центра развития человечества, но, что самое важное, он был защищен от угроз со стороны соперничающих цивилизаций огромным рвом засушливой пустыни, окружающей плодородную часть долины и дельты Нила. В сегодняшнем перенаселенном мире ни одна страна или общество не обладают таким уровнем защиты от внешних угроз. Впрочем, Египет был настолько богат и технологически развит, что вполне мог бы и отразить любую потенциальную угрозу. А потому пришедшие в Египет иностранцы становились мигрантами, а не захватчиками, что превратило страну в настоящий плавильный котел народов.
Есть два очень важных урока, которые современные государства могли бы извлечь из опыта древних египтян. Во-первых, древнеегипетский опыт ясно показывает, что едва ли не главным ключом к долголетию государства является отказ от имперских амбиций. Второй и, возможно, самый важный урок касается роли государства в жизни общества. В последние десятилетия значительная часть власти правительств перешла к глобальным корпорациям и частному бизнесу.
Неолиберализм убедил нас в том, что Большое правительство – это всегда плохо, и что частный сектор гораздо лучше обеспечивает наше процветание и благополучие. Но древние египтяне так не думали. Тогда государство отвечало практически за все: надлежащее управление землей и ее возделывание, сбор и перераспределение налогов и, что самое важное, обеспечение граждан рабочими местами. Пирамиды были не только отражением мании величия фараонов, но и самой грандиозной схемой создания рабочих мест, которую мир когда-либо видел.
Опыт Древнего Египта помогает понять, что усиление роли государства могло бы положительно сказаться как на благосостоянии отдельного человека, так и на жизнеспособности самой страны. Это не означает, что нам нужно развернуть командную экономику, как у фараонов. В конце концов, нам не приходится сталкиваться с глобальными вызовами, стоявшими перед древними обществами, которые значительную часть сил отдавали на борьбу с враждебностью окружающего мира. Это означает, что правительства должны взять на себя роль главных гарантов благосостояния граждан и справедливого распределения богатств.
Islam-today