Со школьной парты мы наслышаны о том, что материя состоит из молекул. В учебнике по физике для учащихся седьмого класса есть глава, которая повествует о движении молекул или так называемой диффузии. В качестве наглядного примера проникновения молекул одного вещества в молекулы другого вещества описывается как несколько крупинок марганцовки, погрузившись в воду, окрашивают ее в яркий розово-фиолетовый цвет. Это явление обозначается научным термином «диффузия». Впервые опытным путем изучил и описал диффузию английский ученый Роберт Броун в 1827 году. Однако в отличие от диффузии имеется и другое физическое явление, когда молекулы неоднородных веществ, смешанных с водой, не взаимодействуют между собой.
Это происходит, например, когда смешать речной песок, керосин и воду. По окончании опыта в колбе, когда пройдет некоторое время, обнаружим следующую картину: на дне сосуда в виде осадка – песок, затем будет четко просматриваться полоска воды и верхний слой – желтоватый слой керосина. На уроке физики, подводя итог занятиям, учитель непременно сделает вывод о том, что диффузии или, говоря научным термином, броуновское движение не является характерным для всех веществ, окружающих нас.
Иными словами диффузия наблюдается в зависимости от того, какими свойствами наделил эти конкретные вещества Создатель. Здесь также следует уточнить, если определенные вещества, имеющие полезные свойства для человека, то они могут вступать в диффузию, однако, в том случае, когда диффузия не желательна, молекулы не взаимодействуют между собой. И как в приведенном опыте даже при смешении различных веществ их молекулы группируются и по прошествии времени принимают первоначальную форму.
Эти физические законы лежат в основе производственных процессов, к примеру, в металлургии при создании новых высокопрочных сплавов и легированных сталей. Если бы не было диффузии, было бы невозможно получить сплав двух или нескольких металлов, которые по своим качественным характеристикам подходили бы к производству металла для автомобильной промышленности. В процессе нефтедобычи из скважины вместе с углеводородным сырьем извлекаются на поверхность и грунтовые воды, благодаря тому, что диффузия между водой и нефтью невозможна, происходит очищение нефти от влаги.
В 19 и 20 аятах суры «Ар-Рахман» («Милостливый») Священного Корана упоминается о водах двух морей «Он смешал два моря, которые встречаются друг с другом. Между ними существует преграда, которую они не могут преступить». Это явление, отображенное в Коране, всего лишь четверть века назад научно описал и объяснил известный французский океанолог и исследователь Жак Ив-Кусто. Ярчайшим примером подобного природного явления является озеро Балхаш в Казахстане. Часть его воды соленая, а другая часть – пресная.
Всевышний наделил окружающие нас предметы и вещества определенными свойствами, которые имеют предназначение облегчать жизнь человеку. Например, чтобы отрезать ломтик хлеба мы пользуемся кухонным ножом. Нож изготовлен из металла, более плотного материала, используемого для нужд человека. Если бы Всевышний не создал металл, то из чего бы мы изготовили не только нож, а также инструменты, необходимые при работе – топор, пилу или лопату? Железу посвящена одноименная сура Священного Корана в 25 аяте говорится: «Мы также ниспослали железо, в котором заключается могучая сила и польза для людей». В этом аяте Аллах Та’аля предостерегает людей от, того что от металл может быть опасен, а также и полезен. Это зависит от, того что произведет из него человек – орудие для ведения войны или рабочий инструмент. Это зависит от самого человека.
Таким образом, вещества и материалы, изучаемые физикой, Всевышний создал для того, чтобы облегчить жизнь людей. Ученые изучают их свойства и используют для производства предметов быта и различных машин.