По "мавританской" системе: как исламские инженеры сумели обеспечить водой самый засушливый регион мира?

Нории, которые поднимают воду из реки Оронт, находятся в Хаме, Сирия

Нории, которые поднимают воду из реки Оронт, находятся в Хаме, Сирия

Начало: Как исламские инженеры запустили революцию в сельском хозяйстве Средневековья?

Мы продолжаем знакомиться с удивительными приспособлениями, которые привели в действие сельскохозяйственную революцию в мусульманской цивилизации и буквально перевернули мир средневекового сельского хозяйства, дав хорошее подспорье для будущих открытий. 

Большие водяные колёса (нории) – начало VII века

«Большие водяные колёса, или нории, поднимали воду из быстротекущих водных путей на более высокий уровень с 100 года до н. э. Витрувий, римский писатель, архитектор и инженер, упоминал об этом простом, но мощном устройстве. Как и любое водяное колесо, оно вращалось под действием силы текущей воды, ударявшейся о лопастные отсеки на его ободе. Они наполнялись водой и поднимались наверх, где сливались в головной резервуар, соединённый с акведуком. Уже использованные римлянами и персами, они были адаптированы и переработаны мусульманами».

«Нории были широко распространены в стране ислама, водяные колеса Хамы, согласно Сартону, были одной из её великих достижений», - Аль-Джазаири.

По словам исследователя Джорджа Сартона, водяные колеса в Европу попали вместе с крестоносцами: «Некоторые водяные колеса, должно быть, существовали в Европе до этого времени, но вполне вероятно, что крестоносцы видели их более масштабные и проработанные версии на Востоке и привезли домой улучшенный тип или, по крайней мере, более ясное представление об их полезности. Кроме того, огромная экономическая экспансия, имевшая место в Западной Европе в XII и XIII веках, должна была привести к появлению большого числа водяных колес, как западного, так и восточного типа».

Первое упоминание в мусульманских источниках о нориях относится к концу VII века, если верить результатам раскопок канала в районе Басры. «Колёса в Хаме, на реке Оронт в Сирии, названные Сартоном, всё ещё существуют, хотя они больше не используются. Это были большие колеса, и самое большое было около 20 метров (65,6 фута) в диаметре, с его ободом, разделённым на 120 отсеков. Нория в Мурсии в Испании, Ланора, всё ещё работает, хотя первоначальное колесо было заменено стальным.

Кроме того, «мавританская» система в остальном практически не изменилась. До сих пор существует множество норий в различных частях света, и они часто могут успешно конкурировать с современными насосами», - отмечают исследователи. Интересно, что именно исламская цивилизация довела механизм водяных колёс до высочайшего уровня сложности и полезности.

Третье водоподъёмное устройство Аль-Джазари – XII век

Третье водоподъёмное устройство было задумано как декоративный аттракцион вблизи декоративного озера. Предполагалось возведение элегантной открытой конструкции возле озера, из которой зрителям были бы видны только часть сооружений, что позволяет сохранить в тайне сам механизм работы устройства. Учитывая характер рабочей среды Аль-Джазари, неудивительно, что подобный механизм был возведён в Королевском саду, где вызывал удивление и эстетическое удовольствие придворных кругов и одновременно поднимал воду для орошения сада.

Однако это была просто изящная разработка утилитарного устройства, которое использовалось для подачи воды для орошения и прочих бытовых нужд. Главное отличие устройства Аль-Джазари заключалось в том, что оно работало за счёт воды, а не животной силы. Само сооружение довольно маленькое и разделено на 2 секции: нижняя камера, в которой приводимый в движение водой механизм «спрятан» под землей, и верхняя камера, в которой автоматизированный механизм над бассейном был сделан видимым.

По

Аль-Джазари позже в трактате расскажет о своём опыте: «Однажды я был в присутствии (султана Насир ад-Дина) и принёс ему что-то, что он приказал мне сделать. Он смотрел на меня, смотрел на то, что я сделал, и думал об этом, а я этого не замечал. Он догадался, о чём я думал, и безошибочно раскрыл то, что я скрывал. Он сказал: «Ты создал несравненные устройства, так что не теряй того, что ты построил. Я хочу, чтобы ты сочинил для меня книгу, которая собирает в себе то, что ты создал и объединяет подборку картинок». Именно это, по словам изобретателя, стало «кульминацией мусульманских достижений».

К сведению интересующихся

Существует множество других механических устройств, изобретённых и усовершенствованных мусульманами. Например, Аль-Джазари разработал ещё три водоподъёмные машины и множество дополнительных вспомогательных устройств. Братья Бану Муса создали гидравлические машины, самоизменяющийся фонтан и питьевое устройство для животных.

Гидропневматическая водоподъемная машина в книге Аль-Джазари о механических устройствах

Гидропневматическая водоподъемная машина в книге Аль-Джазари о механических устройствах

Нельзя забывать и о «Книге секретов» Аль-Муради, а также такие устройства, как пьющий бык и чайная леди.
Другие устройства и инструменты, изобретённые или усовершенствованные учёными мусульманской цивилизации, включают в себя машину для изготовления бумаги, стекла, керамики, различные музыкальные, астрономические, медицинские, военные, сельскохозяйственные и алхимические инструменты.

«Мусульманские устройства использовались для многих практических целей, таких как добыча жемчуга, защита от загрязнения колодцев, для регулирования времени орошения. Что касается громоздких машин, то мусульманские изобретатели проявляли заботу о практичности своих приспособлений.

Аль-Хасан в своём труде «Таки ад-Дин» обращает внимание, что мусульманский инженер с первых дней существования исламской цивилизации использовал свои навыки и знания для строительства городов и плотин, проектов ирригации и создания машин, которые имели более широкое общественное применение.

Есть ещё одно измерение мусульманской науки, которое следует отметить наряду с несомненными творческими достижениями её золотого века. Мусульмане были заинтересованы в отдельных областях, в частности в решении конкретных проблем. Для них важно было найти практическое применение любого открытия. Чистая научная теория ради самой теории была для них не интересна».

Причудливые идеи художника о методе 12-го века увеличения гидроэнергетического поезда на 1,0 бычьей мощности, для водяного ковшового элеватора для водоснабжения

Причудливые идеи художника о методе 12-го века увеличения гидроэнергетического поезда на 1,0 бычьей мощности, для водяного ковшового элеватора для водоснабжения

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle