В рамках КМФМК состоялась «Ретроспектива фильмов Андрея Кончаловского»

В кинотеатре «Cinema Кorston» в рамках XIX КМФМК прошли показы фильмов советского и российского режиссёра театра и кино, сценариста, продюсера, народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых и двух премий «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля Андрея Кончаловского.

Программу представила Екатерина Зенович – редактор, продюсер, сценарист телевидения, номинант на премию Лавр и соавтор Андрея Кончаловского. «Ретроспективу открыла документальная кинолента «Человек неунывающий» (2020).

Россия всегда в топе мировых нвостей. Но что мир знает о России? Какая она? Какие люди в ней живут? Чем они живут? Фильм режиссера Андрея Кончаловского – это попытка ответить на вопрос, какие мы. На экране один за другим появляются герои, которых редко увидишь в новостных репортажах и телепрограммах. Где-то в Сибири бегут на рыбалку дети, по берегу Байкала едет машина Скорой помощи, в деревенской школе начинается учебный год, на Кубани сеют кукурузу.

Герои фильма складывают мозаику современной российской жизни и словно ведут диалог друг с другом – ведь темы, которые они обсуждают и которые заложены в авторских вопросах, для всех общие: смысл бытия, место человека в мире, вера, счастье, любовь к родине. Семь новелл, семь выхваченных из жизни фрагментов, создают единый портрет простого человека, который изо дня в день занимается своим делом – и незаметно делает жизнь лучше. Его сила заключается в способности не падать духом и несмотря ни на что верить в лучшее.

После зрители увидели вторую кинокартину программы – «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» – чёрно-белый художественный фильм, снятый в 1967 году и вышедший в прокат 20 лет спустя. По сюжету, городской житель Чиркунов приезжает в родную деревню и делает предложение поварихе Асе, в которую давно влюблён. Она отказывается, потому что любит шофёра Степана и ждёт от него ребёнка. Однако сам Степан к ней почти равнодушен. Сценарий фильма был написан начинающим сценаристом Юрием Клепиковым. Кончаловский изначально отказался от приглашения на главные роли известных актёров и решил снимать фильм в глубинке (село Кадницы Горьковской области). На главную роль была приглашена Ия Саввина, помимо неё в картине заняты всего два профессиональных актёра – Любовь Соколова и Михаил Кислов. Остальные роли сыграны непрофессионалами, главным образом жителями деревни. В фильме присутствуют полудокументальные кадры, в частности, монологи сельских жителей с рассказами о своей жизни на фронте и в лагерях. Их снимали двумя или тремя камерами, с синхронной записью звука.

В 2022 году фильм был отреставрирован специалистами «Мосфильма». 11 августа 2022 года при поддержке журнала «Искусство кино» фильм был выпущен в повторный прокат. В одном из интервью Андрей Кончаловский отмечал: «Мое подсознательное желание зафиксировать в «Асе Клячиной» правду человеческого существования, как я теперь понимаю, было абсолютным вызовом обществу, давно привыкшему ко лжи. Правда вообще была исключена из обихода искусства, даже кинодокументалистики. Потому картину и восприняли как революцию».

Напомним, XIX Казанский международный фестиваль мусульманского кино проходит в столице Татарстана с 5 по 9 сентября при поддержке Раиса Республики Татарстан Рустама Минниханова и Министерства культуры России, а также в партнерстве с группой стратегического видения «Россия – Исламский мир». Казанский фестиваль проходит под девизом «Через диалог культур – к культуре диалога».

Islam-today

Социальные комментарии Cackle