Муфтий РТ ответил на интернет-публикации о «необязательности» пятикратного намаза
Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин на официальной странице в Инстаграмме выразил свою позицию в ответ на интернет-публикации, в которых ставится под сомнение обязательность чтения пятикратного намаза для мусульманина.
"Есть большой пласт хадисов мутаватир, в которых Посланник Аллаха ﷺ говорит о важности и обязательности пятикратной молитвы. А отвергать хадисы мутаватир - это все равно что отвергать Коран, это акт неверия. Поэтому ставить под сомнение обязательность чтения намаза пять раз в день - значит ставить себя вне рамок ислама", - отметил глава ДУМ РТ.
Далее муфтий в своем посте приводит хадисы и аяты из Корана, в которых упоминается пятикратный намаз:
В Коране в следующих аятах упоминается пятикратный намаз:
وَأَقِمِ الصَّلَاةَ طَرَفَيِ النَّهَارِ وَزُلَفًا مِّنَ اللَّيْلِ ۚ إِنَّ الْحَسَنَاتِ يُذْهِبْنَ السَّيِّئَاتِ ۚ ذَٰلِكَ ذِكْرَىٰ لِلذَّاكِرِينَ (هود)
1. «Выстаивай намаз в обоих концах дня и в ближнюю часть ночи. Истинно, хорошие дела уничтожают плохие. Это есть напоминание для вспоминающих». («Худ» 114).
Соответственно мнениям толкователей Корана, «в обоих концах дня» рассказано о времени намазов фаджр, зухр и ‘аср, «и в ближнюю часть ночи» указывается на время магриба и ‘иша намазов. (см. тафсир Абу Са‘уда ‘Али Хамша «Тафсир кабир» т.5, стр.145 и стр.142, тафсир «Рухуль ма‘ани» т.12, стр. 156 и тафсир «Джалалейн» т. 1, стр. 189). فَسُبْحَانَ اللَّهِ حِينَ تُمْسُونَ وَحِينَ تُصْبِحُونَ (17) وَلَهُ الْحَمْدُ فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَعَشِيًّا وَحِينَ تُظْهِرُونَ (18) يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَيُخْرِجُ الْمَيِّتَ مِنَ الْحَيِّ وَيُحْيِي الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا ۚ وَكَذَٰلِكَ تُخْرَجُونَ (روم)
2. «Хвала же Аллаху, когда настает для вас вечер и когда начинается утро. Слава Ему на небесах и на земле, во время предвечернее и в полдень. Выводит Он живое из мёртвого и мёртвое из живого, оживляет Он землю, после того как иссохла она. Таким же образом будете выведены и вы (из могил)» («Римляне» 17-19).
В этом аяте упомянуто четыре слова: “маса”, “субх”, “‘аши” и “зухр”. Под “субх” и “зухр” имеется в виду фаджр (утренний) намаз и зухр (полуденный) намаз – это очевидно. «‘Аши» означает последнюю часть дня, когда солнце бывает ближе к заходу, и ясно, что под этим имеется в виду ‘аср намаз. Слово “маса” включает в себя оба намаза, магриб и ‘иша. (см. тафсир «Джалалейн» т. 2, стр. 342 и тафсир “Рухуль ма‘ани” т.21, стр. 28).
فَاصْبِرْ عَلَىٰ مَا يَقُولُونَ وَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ قَبْلَ طُلُوعِ الشَّمْسِ وَقَبْلَ الْغُرُوبِ (39) وَمِنَ اللَّيْلِ فَسَبِّحْهُ وَأَدْبَارَ السُّجُودِ (40) (ق)
3. «(О Посланник!) Терпи же, что они говорят, и прославляй хвалою Господа твоего до восхода солнца и перед заходом, и ночью прославляй Его, и при конце поклонения». («Каф» 39,40).
“До восхода солнца” имеется в виду фаджр намаз, “перед заходом солнца” означает ‘аср намаз и под “ночью прославляй” говорится о намазах магриб и ‘иша. Таким образом, здесь упомянуто о временах четырех намазов, но, по мнению некоторых толкователей Корана, слово “перед заходом солнца” включает в себя оба намаза: ‘аср и зухр.
Следовательно, упомянуто время пяти намазов. (см. тафсир “Джалалейн” т. 2, стр. 143, тафсир “Рухуль ма‘ани” т.26, стр. 193 стр.142 и “Тафсир кабир” т.7, стр. 245).
أَقِمِ الصَّلَاةَ لِدُلُوكِ الشَّمْسِ إِلَىٰ غَسَقِ اللَّيْلِ وَقُرْآنَ الْفَجْرِ ۖ إِنَّ قُرْآنَ الْفَجْرِ كَانَ مَشْهُودًا (الاسراء)
4. Аллах сказал Посланнику ﷺ: «Выстаивай намаз с того времени, когда солнце начнёт склоняться (после полудня), до ночного мрака (т.е. зухр, ‘аср, магриб и ‘иша намазы), и читайте Коран (в намазе) утром. Истинно, Коран утром свидетельствуется (ангелами)». («Ночной Перенос» 78).
В этом аяте, указывая на пять намазов, упомянуто о фаджр намазе особо, потому что в это время присутствуют и дневные, и ночные ангелы. (Ибн Маджа стр.245).
حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلَاةِ الْوُسْطَىٰ وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ (بقره)
5. «Охраняйте молитвы и молитву среднюю и стойте (в намазе) с кунутом (почтением) к Аллаху». («Бакара» 238).
В этом аяте приказано охранять свои намазы и особенно подчеркивается средний намаз. Какой намаз имеется в виду под “средней молитвой”, в этом учёные расходятся во мнениях.
Соответственно более предпочтительному мнению – это означает намаз ‘аср. (Муслим т.1, стр.226). И причиной, по которой особенно подчеркивается данный намаз, является то, что, как во время фаджра, в это время тоже присутствуют и дневные, и ночные ангелы, которые записывают поступки людей. (Бухари т.1, стр.79, передатчик хадиса Абу Хурайра (радыяллаху ‘анху)).
УПОМИНАНИЕ ПЯТИКРАТНОГО НАМАЗА В ХАДИСАХ
Упоминание пяти намазов часто встречается в хадисах. Из хадисов о ми‘радже (вознесении) становится известно, что вначале было сделано фарзом пятьдесят намазов, но, послушав Мусу (‘алейхи салям), Посланник Аллаха ﷺ несколько раз возвращался и обращался к Аллаху Та‘аля. Таким образом, количество намазов уменьшилось до пяти, но награды за них как за пятьдесят.
هِىَ خَمْسٌ وَهِىَ خَمْسُونَ (بخارى ج١، ص۵١) «Этих намазов пять, но по наградам они равны пятидесяти намазам». (Бухари т.1, стр. 51).
1. Однажды кто-то спросил у Посланника ﷺ о фарзах в исламе. Самые первые слова, которые произнёс Пророк ﷺ в ответ были следующие:
خَمْسُ صَلَوَاتٍ فِى الْيَوْمِ وَاللَّيْلَةِ (مسلم ج١، ص
٣٠) «Пять намазов в течение суток». (Муслим т.1, стр. 30 ).
عَنْ عُبَادَةَ بْنِ الصَّامِتِ قَالَ قَالَ رَسُولُ ﷲُ ﷺ خَمْسُ صَلَوَاتٍ اِفْتَرَضَهُنَّ ﷲ إِلخ (نسائى ج١، ص٨٠)
2. ‘Убада ибн Самит (радыяллаху ‘анху) рассказывает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Есть пять намазов, которые Аллах сделал фарзом». (Насаи т.1, стр. 80). 3. В риваяте от Абу Умамы сказано:
صَلُّوا خَمْسَكُمْ (مشكوٰة ج١، ص
۵٨) «Читайте свой пятикратный намаз». («Мишкат» т.1, стр. 58).
Islam-today
Социальные комментарии Cackle