На чем основывается акыда ашаритов и матуридитов? Вторая основа
На чем основывается акыда ашаритов и матуридитов? Первая основа.
- Аллах описан величественными качествами совершенства, которые не имеют ограничений в своем совершенстве и количестве. Эти атрибуты не являются самой сущностью, но и вне сущности также не существуют, а как они существуют в Аллахе мы не знаем, ибо суть сущности и атрибутов Аллаха не познаваема. Также качества Творца небес и земли неизменяемы.
Этой основой отвергается мазхаб мутазилитов, а также мазхаб вуджудитов, заключающийся в том, что качество и сама сущность — это одно и то же, то есть атрибут Знание означает, что Аллах знающий, и в этом нет утверждения качества «знания», а иначе (как они считают) это будет утверждением существования нескольких предвечных, то есть предвечный Аллах, предвечное знание, предвечная сила и т. д.
Если принять, что Знание — это Знающий, а Сила — это Всемогущий, то получается что Знание и Сила одно и тоже, а из этого вытекает опустошение атрибутов (та’тыль).
فائدة
Мазхаб опустошения сыфатов, согласно ахлюс-сунна, заключается в отрицании самого факта наличия у Аллаха предвечных атрибутов, как Сила, Знание, Воля, Жизнь, Речь и т. д., как это делали мутазилиты, а в утверждении, что смысл «йад» неизвестен нам, нет аннулирования атрибутов, потому чтонезнание смысла не означает отсутствие самого атрибута.
А согласно муджассима, опустошение сыфатов — это утверждение их нетелесной природы, потому что муджассим считает, что существовать могут только тела и только в пространстве и направлении. Когда ахлюс-сунна говорят, что Аллах не является телом, не занимает пространство, не имеет направления, для муджассима это означает утверждение абстракции, которая не может существовать в объективной реальности, так как все нетелесное и нематериальное не может существовать, поэтому акыда «танзих» для них означает опустошение, и (согласно их утверждению) Бог, которому поклоняются ашариты, — это «Небытие» (аль-`Адам).
Также основа неизменяемости атрибутов отвергает мазхаб Ибн Таймии, который считал, что атрибуты Аллаха изменяются. Примером этому является его убежденность, что воля Аллаха — это не единый предвечный и неизменяемый атрибут, а непрерывная цепочка «воль», каждая из которых имеет начало и конец. Акыда же ахлюс-сунна заключается в том, что ни сущность Аллаха, ни Его качества неизменны, потому что абсолютное совершенство неизменно.
Одним из примеров лжи, активно возводимой на ашаритов, является утверждение, что ашариты, якобы, относят к Аллаху только 7, 8, 11, 13 или 20 сифатов, а все остальные они отрицают. И как довод на это приводятся ашаритские матны, в которых эти атрибуты перечисляются, но никто так и не смог привести ясные слова ашаритов, что «Аллах описан ТОЛЬКО этими сифатами, и ничем, кроме эти сифатов, Аллах не описан».
Смысл же выделения определенного количества атрибутов в том, что, если мукалляф не знает чего-то из этих атрибутов, либо сомневается в их обязательности, он не знает своего Господа.
Совершенство Аллаха бесконечно, а атрибуты — это описание совершенства Господа, поэтому они бесконечны, но мукалляф (разумный, достигший совершеннолетия человек - прим.ред.) не может быть обязан познать бесконечное, либо все описания, пришедшие в Коране и Сунне, поэтому ученые по каляму выделили ряд атрибутов, которые заключают в себе основные смыслы всех других атрибутов.
Рашид Исаев
Понравилась статья? Пожалуйста - репост!
Читайте также:
-
Какой продолжительности должен быть сон, чтобы чувствовать себя бодрым и жизнерадостным?
Ученые всего мира в течение столетий бьются над этой проблемой, и до сих пор вопрос остается открытым. По утверждению некоторых ученых, человеку вполне достаточно 8 часов сна. Некоторые делят сутки на три равные доли: 8 часов – на производительный труд, 8 часов – на отдых и оставшиеся 8 часов – на сон. А кое-кто заявляет, что 4–5 часов сна человеку достаточно, чтобы восстановить силы
-
Время, когда не разрешается читать дополнительные (нафиль) намазы
1. После наступления времени утреннего намаза (фаджра).
2. После утреннего намаза, пока не взойдет солнце.
Рассказывает Абу Саид Худри радыяллаху анху, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: "Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после 'асра (предвечерняя молитва), пока солнце полностью не зайдет". (Бухари; Муслим)
-
Почему времени стало меньше?
В последние годы, а может быть и десятилетия, многие люди жалуются на постоянный недосып и связанные с этим проблемы. Объяснения этому находятся разные, например, стресс, вызванный сумасшедшим ритмом современной жизни, или, например, переизбыток информации, которая перегружает и без того уже напряженный мозг. Эти причины могли бы быть приняты, если говорить только об обитателях мегаполисов. Но проблемы касаются едва ли не всех людей, в т.ч. и обитателей негородской среды.
-
Испытание детьми
Мы, три женщины, заплакали. Я чувствовала себя виноватой, я думала о том, что хочу, чтобы мои дети были успешными, чтобы когда я состарюсь они могли позаботиться обо мне.
-
12 качеств, которые любит Аллах
Словами Корана и Посланника Аллаха (мир ему) сказано о тех качествах, которые должен проявлять мусульманин
-
Аллах прикажет обитателям небес спуститься на землю и окружить людей…
Факих (да будет милостив к нему Аллах) сказал: Мухаммед бин Фазил со своим иснадом передал от Даххака. Он сказал: «Поистине, Аллах прикажет обитателям небес спуститься на землю и окружить людей». Затем спустятся обитатели второго неба. Затем - третьего. После этого - четвертого неба. Таким образом, спустятся все ангелы семи небес. Они выстроятся рядами. Люди не смогут подойти к ним. Аллах сказал в Коране...
-
Что нужно говорить при упоминании имен пророков и сподвижников?
В исламской традиции принято добавлять после имен особо почитаемых людей определенные фразы с восхвалением этого человека. В исламе эти фразы восхваления являются одновременно молитвой за человека...
-
Намаз, который можно читать один раз в жизни
Из истории ислама известно, что пророк Мухаммад ﷺ самым первым обучил этому намазу своего родственника – дядю Аббаса (р.а.).