В конкурсную программу XI Казанского кинофестиваля вошло 10 лент

В конкурсную программу XI фестиваля мусульманского кино в Казани вошло 10 полнометражных игровых фильмов из 9стран мира - Турции, Ирака, Ирана, Индии,  Бангладеш, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и России. Наша страна представлена 2 фильмами, один из которых создан татарстанскими кинематографистами. Ленты, отобранные в конкурсную десятку, совершенно не похожи друг на друга по тематике и стилю режиссерского повествования.

Некоторые картины основаны на реальных событиях – в первую очередь это фильмы, посвященные историческим личностям. Фильм кыргызского режиссера Садыка Шер-Нияза «Курманжан Датка. Королева Гор» – это эпическая красочная картина, повествующая  об «Алайской царице» Курманжан, женщине-мусульманке, которая посвятила свою жизнь осуществлению мечты своего мужа – примирить и объединить разрозненные киргизские племена. Благодаря своей мудрости и смелости она стала правительницей, её называли «королевой гор», но более всего в своей стране и за ее пределами она была известна под именем Датка (генерал), которое с гордостью носила.

Фильм татарстанского режиссера Фарида Давлетшина «Рудольф Нуриев. Рудик» посвящен детским годам Рудольфа Нуриева. Для будущего танцовщика это были трудные годы войны, когда  голод и бедность были постоянными спутниками их семьи. Но именно тогда решилась судьба мальчика, так как первый же поход в театр на балетный спектакль поразил Рудика настолько, что он твёрдо решил посвятить себя танцу. И даже строгие запреты вернувшегося с фронта отца, настроенного на то, что его единственный сын должен стать непременно офицером, не свернули его с однажды выбранного пути.

Проблеме человека в социуме посвящены сразу несколько фильмов. Герой фильма Мостафы Фаруки «Муравьиная история» Митху (так называют в Бангладеш представителей низшего слоя общества) заканчивает своё образование и выходит в «самостоятельное плавание».  С завистью он смотрит на потрясающий его воображение город Дакка. Понимая, что мир не изменится согласно его желаниям, Митху погружается в мир лжи и фантазии. Его любимым изречением становится: «Истина – это то, что мы имеем, ложь – то, что мы создаём». Он сам не замечает, как его фантазия становится опасной игрой. Сходная проблема, проблема гастарбайтеров, легла в основу фильма Дарьи Полторацкой «Побег из Москвабада».

В основу фильма «Имена неизвестны» (Индия) положена история отца и его восьмилетнего сына, оказавшихся за чертой бедности. В последние 15 лет по ряду причин эта ситуация стала типичной для тысяч индийцев. Режиссер фильма д-р Биджу, удостоенный многих наград и призов, профессиональный гомеопат и кинематографист-самоучка, поставил целью обратить внимание как зрителей, так и правительства на безымянных героев в закоулках города, рассказав горькую правду о людях, потерянных в цивилизованном обществе... Любовь к глухонемой дочери, которую можно вылечить только с помощью особого рода рыбы, наводит героя фильма «Рыба» режиссера Дервиша Заима (Турция) на мысль разводить эту рыбу и делать бизнес. Но чтобы выручить деньги на начало дела, он совершает преступление, жертвой которого становится его жена.

Два фильма конкурсной программы посвящены событиям недалекого прошлого. В основе фильма «Учитель» (Таджикистан) режиссера Носира Саидова – переплетение судеб людей в переходный период начала 1990-х, когда таджики боролись за сохранение национальных ценностей, но при этом избирали разные способы. Деревенский учитель Назар и двое его сыновей, один из которых – Самандар – продолжает дело отца, берут от установок советской власти всё самое лучшее: служение людям, долгу и потребность поступать по совести в любых обстоятельствах... В советское время происходит действие фильма «Колодец» режиссера Мансура Васати (Узбекистан). Главный герой Лаллай  – непревзойденный мастер по рытью колодцев, он всегда безошибочно выбирает место, и вода в его колодцах обязательно бывает вкусной, а то и целебной. Прозвище героя переводится как «неудачник», и действительно дела у простодушного Лаллая идут не лучшим образом: его обманывают заказчики, в семье проблемы. Однако он продолжает рыть колодцы, веря, что все наладится. «В Лаллае много от "праведников" из классической литературы, русской и европейской, но по сути это архетип простака, которому рано или поздно судьба должна подарить чудо. Чуда же не происходит», - написал о картине один из критиков.

К теме войны обратились создатели фильмов «Без границ» (Иран) и «Лицо в пепле» (Ирак). Война и дети — лейтмотив фильма иранского режиссера Амирхоссейна Азгари «Без границ». В картине используется специальный кинематографический приём – это почти немое кино, где мощное эмоциональное воздействие идёт лишь с помощью видеоряда.  Отсутствие музыки и слов заставляет зрителей всматриваться в выражение лиц героев, ловить каждый звук, производимый ими, считывать символы, щедро представленные  художником... Рассказывая о войне, создатель фильма «Лицо в пепле» Шахаван Идрес намеренно уходит от  патетических интонаций: большое место в картине занимает мысль, что несмотря на войну и смерть, жизнь продолжается, играются свадьбы, обретают мужей вдовы. Во время свадьбы военные привозят гроб с телом убитого солдата. Свадебный пир вот-вот должен превратиться  в похороны, но во время омовения тела обнаруживается, что погибший не мусульманин. Единственная христианская семья в деревне тоже не уверена, что это их сын, так как лицо солдата сильно обожжено. В течение всего фильма продолжаются поиски истины, которые перерастают в спор отца-мусульманина и отца-христианина о том, по какому обычаю следует похоронить тело. В кульминационный момент приезжает военный и забирает тело, сообщив, что оно было передано по ошибке. Фильм заканчивается сценой, в которой два отца стоят рядом и смотрят вслед удаляющемуся автомобилю: сегодня чаша сия миновала их обоих, но завтра может быть иначе – война одна на всех.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle