В 1915 году во время подготовки к вековому юбилею выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа Шигабутдина Марджани (1818-1889) в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения богослова, воспоминания о нем. Составители сборника включили в него отрывки из трудов богослова по злободневным вопросам Ислама, которые не потеряли своей значимости и в наше время. Один из очерков посвящен Благословенному Рамадану. Автор его Хасан-Гата Мухамметович Габяши (1863-1936) - выдающийся релиогиозный и общественный деятель, богослов, ученый-тюрколог. В свое время трижды избирался членом Оренбургского магометанского духовного собрания и исполнял обязанности кадия. Его перу принадлежит фундаментальный труд «Муфассал тарих каум тюрки» («Подробная история тюркских народов»). Вот как Х-Г.Габяши оценивает труды Марджани.
Islam-today предлагает читателям окончание этого очерка
Именно поэтому один месяц исчисляется двадцатью девятью днями, а последующий - тридцатью днями. Это заложено самим Аллахом Та’аля и продолжается до настоящего времени. Во времена Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) у арабов не было астрономов и, естественно, приборов, которые позволяли вести наблюдение за небесными телами. Единственным способом определения момента прохождения луны точки противостояния с солнцем было визуальное видение луны, когда она появлялась слева от солнца.
Арабы в те далекие времена не имели письменности и не знали счета и если им представилась бы возможность определять момент прохождения луны мимо солнца какими-либо иными способами, то это было бы для них недостижимым делом и неразрешимой задачей. Именно поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) для определения наступления нового месяца указал самый верный и доступный способ, который даже не предполагает визуальное наблюдение луны.
Ведь, в конечном счете, главное не в том, чтобы увидеть на небе молодой месяц, а в том, что знать о его появлении. Ведь совершенно очевидно, что после счета тридцатого дня Шаабана на следующее утро мы знаем, что, даже не видя месяца на небосводе, мы вступаем в Рамадан и начинаем соблюдать обязательную уразу. Потому как с начала Шаабана прошло тридцать дней и нет никаких сомнений в том, что настал новый календарный месяц.
В силу объективных причин Духовное управление должно, учитывая все эти обстоятельства (обнаружения на небосводе молодого месяца и соответственно объявления о начале календарного месяца), вынуждено иметь данные о нарождении нового месяца и наступления момента, когда она идет на убыль и в соответствии с этим фиксировать день и час произошедшего и как можно внимательно наблюдать за изменениями в фазах луны, а также должно объявлять в соответствии с календарем наступление Благородного Рамадана, Шавваля и последующих месяцев. Причем до сего времени не было с научной точки зрения каких-либо отклонений в этих наблюдениях. (Не принимая во внимание некоторых сведений из календарей, а также ряд наблюдений на местах, которые не имеют ничего общего с научными исследованиями) эти наблюдения затем подтверждаются во многих случаях с фактами действительности. С давних пор Духовное управление учитывает мнение факихов, счетные данные и все их особенности ( к примеру, день вступления в уразу и дату принесения в жертву ритуального животного и тому подобное). Помимо этого применяются и математические способы.
Это утверждение лишний раз подтверждают, к примеру, тем, что заранее объявляется дата предполагаемого лунного или солнечного затмений (когда между луной и солнцем на одной линии на несколько мгновений пребывает земля) и это происходит аккурат на пятнадцатую ночь месяца). Солнечное затмение происходит, когда между планетой земля и солнцем оказывается луна. Убывание луны можно видеть невооруженным глазом.
Ученые теперь могут с точностью до минуты и секунды определить, когда произойдет затмение. Следует заметить ученые, которые передают эти сведения, астрономы снискали большое уважение. Они не сообщают об этом в целях завоевания авторитета у мусульман, а ради того, чтобы показать обществу важность и востребованность астрономии, как науки. Причем все обсерватории, имеющиеся на планете, едины и согласованы, (не в пример нашим издателям календарей) они не противоречат общепринятым данным. Как правило, ученые знают на какой точке планеты будет отчетливо видно затмение, именно туда они съезжаются со всего мира и принимают единое решение. Так что же нам мешает воспользоваться опытом астрономов, чтобы наперед знать даты нарождающихся месяцев, и не только дату, а даже часы и минуты появления молодого месяца?
Учитывая чрезвычайную актуальность затронутой темы, и то, с каким вниманием относился к ней милостью Аллаха хазрати Марджани, мы осмелились столь детально исследовать данную проблему.
С книгой «Марджани» можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com
Islam-Today