Забытая мечеть в самом центре Нью-Йорка

Современный вид на ректор-стрит в центре Манхэттена, где когда-то располагалась одна из единственных в США мечетей

Современный вид на ректор-стрит в центре Манхэттена, где когда-то располагалась одна из единственных в США мечетей

А вы знали о том, что в самом центре Нью-Йорка около ста лет назад была возведена мечеть, ставшая центром местном мусульманской общины? Нет? Тогда давайте окунёмся в историю и узнаем больше об исламском наследии Штатов.

Нью-Йорк хорошо известен во всём мире своими многочисленными этническими кварталами, среди которых можно встретить маленькую Италию или даже аутентичный китайский квартал. К сожалению, гораздо меньше знают о небольшом районе города, называемого местными жителями «маленькой Сирией».

С XIX по первую половину XX века этот небольшой район Нью-Йорка был экономическим и культурным центром американской арабской диаспоры. Так было вплоть до принятия решения разрушить небольшой квартал, чтобы провести там туннель, а позже и во все возвести торговый центр.

«Маленькая Сирия» была домом для иммигрантов. Те, кто интересуются историей, вспомнят о том, что раньше существовала «Большая Сирия» (Билад аш-Шам), которая функционировала под управлением Османской империей и включала в себя Сирию, Ливан, Иорданию, Израиль, оккупированные палестинские территории и часть южной Турции.

Гражданские ассоциации, такие как «Историческое общество Вашингтон-стрит», в течение многих лет выступали за повышение осведомлённости населения о жизни и деятельности «маленькой Сирии», а также ратовали за сохранение исторических сооружений, в том числе Сирийской католической церкви Святого Георгия.

В течение многих лет считалось, что этот район населяли только христиане, поскольку не было никаких документальных сведений о последователях иных религий. Однако несколько месяцев назад профессор университета Колорадо в Денвере, занимающийся исследованиями раннего ислама в США, наткнулся на статью под названием «У мусульман теперь есть место поклонения».

Статья в New York Sun от 25 февраля 1912 года

Статья в New York Sun от 25 февраля 1912 года

Те, кто верит в Аллаха и Мухаммада

Вышедшая в печать 25 февраля 1912 года статья, вновь опубликованная не так давно в New York Sun, рассказывает о «турецкой часовне», построенной для «тех, кто верит в Аллаха и Мухаммада» и расположенной на третьем этаже здания в самом центре Манхэттена.

«Несмотря на то, что в Нью-Йорке никогда не был слышен голос муэдзина, призывающего верующих к молитве, здесь проживает довольно обширная мусульманская община. Если бы вы не знали, где находится мечеть, то вряд ли смогли бы её найти – настолько хорошо она спрятана от посторонних глаз», - говорится в тексте статьи.

В тени Уолл-Стрит, вдоль реки Гудзон, расположилась небольшая мечеть, построенная здесь османами ещё в 1910 году. «Там была не только мечеть, но она была одной из немногих в стране», - уверен Тодд Файн, президент исторического общества Вашингтон-стрит.

По словам Линды К. Джейкобс, автора книги «Чужие на Западе: сирийская колония Нью-Йорк в 1880-1900 годах», несмотря на то, что «в XIX веке ходило много историй о строящейся мечети», подробных сведений о ней так и не сохранилось. Так что статья, опубликованная на страницах New York Sun, - единственное свидетельство существования мусульманского культового сооружения.

Открытие новой мечети в Нью-Йорке связано с тем, что в последние годы ислам набирает всё большие обороты, увеличивается количество последователей религии Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Особую роль здесь сыграла и политика Дональда Трампа, который запретил неамериканским мусульманам въезд в Соединенные Штаты после стрельбы в Сан-Бернардино. Нападение, в результате которого погибли 14 человек, было совершено парой, которая, по мнению ФБР, была радикализирована.

Для Тодда Файна, чья ассоциация уже не первый год поддерживает мусульман, «демонизация мусульман и арабов имеет успех в следствие отсутствия достаточной и достоверной информации о мусульманской общине, об истинном лице исламского вероучения и жизни «маленькой Сирии»»: «Маленькая Сирия может преподать и арабам, и американцам урок долгого и мирного сосуществования, терпимости и политического единства», - добавил он.

Конечно, османская мечеть давно уже исчезла с лица земли, но это не мешает нам представить, как жила бы эта мечеть сегодня. Если верить результатам многочисленных исследований, то преобладающим чувством в Штатах к мусульманам и местам поклонения является далеко не симпатия, а ненависть.

17 декабря Совет по американо-исламским отношениям (CAIR), мусульманская правозащитная группа, штаб-квартира которой находится на Капитолийском холме в Вашингтоне, опубликовал свои ежегодные исследования о преступлениях, совершённых на почве ненависти и направленных против культовых сооружений мусульман в США. По данным НПО, в 2015 году было зафиксировано гораздо больше «инцидентов в мечетях», в сравнении с 2009 года. И это при том, что специалисты считают, что исследования значительно занижают количество инцидентов, среди которых – акты вандализма и запугивания.

Беспрецедентная ответная реакция

В ноябре 2015 года в общей сложности было совершено порядка 17 атак на мечети, причём большая часть из них произошли после парижских терактов 13 ноября. После расстрела 7 января коллектива журнала Charlie Hebdo и нападения на кошерный рынок в Париже, подобных всплесков не наблюдалось.

CAIR сообщает об ужасных инцидентах в различных местах по всей стране – от Нью-Йорка, где возле строящейся мечети была оставлена голова свиньи, до Миссисипи, где был обстрелян Исламский центр.

Анализ исследовательской группы Калифорнийского государственного университета, полный текст которого приведён в The New York Times, подтвердил выводы CAIR, заявив, что преступления на почве ненависти против американских мусульман значительно участились после террористических атак. «К сожалению, учитывая риторику ненависти и многочисленные негативные комментарии, высказанные в отношении мусульманской общины господином Трампом и другими политическими лидерами, неудивительно, что мы наблюдаем рост нападений и угроз в отношении мечетей, а также отдельных лиц мусульманского вероисповедания», - сказала Рула Аллуш, председатель Национального совета CAIR.

Напряжённость в отношении мусульманского сообщества, по словам CAIR, достигла своего пика с 2010 года, когда спор вокруг исламского культурного центра «Парк 51» даже стал темой предвыборной кампании. «Парк 51», часто называемый «мечетью Граунд-Зиро», вызвал настолько ожесточённую национальную полемику, что по итогу было принято решение отказаться от строительства этого центра недалеко от района Граунд-Зиро. «Разве не было бы интересно, если бы кто-нибудь упомянул тогда, что на том же самом расстоянии от Всемирного торгового центра сто лет назад была мечеть?» - с улыбкой спросил Тодд Файн.

Согласно выводам CAIR, пик атак на мусульманские общины приходится именно на избирательный период, что подтверждает мнение о том, что уровень антимусульманских настроений напрямую связан с тенденциями во внутренней политике США, а не с террористическими актами, совершаемыми экстремистами.

Большинство людей, по словам Рулы Аллуш, не знают даже малой доли из истории богатого мусульманского наследия Штатов, включая имена тех людей, которые внесли особый вклад в становление государства и его развитие.

Какой бы старой ни была мечеть в центре Нью-Йорка, история мусульман в Америке восходит, по крайней мере, к XVII веку, когда берегов будущих Штатов достиг первый невольничий корабль. Согласно историческим документам, примерно 20% порабощённых африканцев были мусульманами. Как считает Тодд Файн, «идентификация ранней мечети в центре Манхэттена подтверждает, что мы только начинаем узнавать богатую историю американских мусульман».

Исламское наследие Америки: то, чего вы не знали о Штатах

Исламское наследие Америки: то, чего вы не знали о Штатах

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle