В чем загадка мечети Омейядов?

«В мусульманских странах» так называются путевые заметки  общественного деятеля и писателя Гаяз Исхаки (1878-1954). Впервые они были опубликованы в журнале “Яңа милли юл” (“Новый путь нации”) в 1932 году. Автор был среди делегатов Всемирного конгресса мусульман. Для нас представляют интерес впечатления и наблюдения мастера пера об образе жизни и взглядах мусульман Палестины и Египта более 80 лет назад.

Islam-today продолжает публикацию очерка.

Самая короткая и безопасная дорога между Палестиной и Сирией - автомобильная. Имеется также и железная дорога, однако она столь зигзагообразна, что занимает весьма много времени, именно поэтому путешественники выбирают первую. Я также решил избрать автомобиль. Однако и здесь оказалось не все так просто. Владельцы транспортных средств ищут попутчиков ведь им не выгодно везти одного пассажира. В это время к перрону подали состав, и я уже было собрался, забрав свой багаж, пересесть в вагон, однако автовладелец настоял на том, что доставит меня за те же деньги до места назначения. Через два часа мы достигли городка Табария, расположенного на берегу одноименного озера. Водитель здесь вновь стал искать попутчика. Берега озера были окружена особняками богатых палестинцев и летними резиденциями иностранцев. Городок небольшой и состоит из красивых добротных домиков. Мы целых два часа бесплодно искали пассажиров-попутчиков и не найдя никого вновь продолжили путь.

Через некоторое время машина остановилась на границе Палестины с Сирией. Англичанин-пограничник поставил штамп в мой паспорт, и мы продолжили движение. Проехав около десяти километров, мы оказались у моста, который назывался «Джарре банате Ягкуб» что значит «Мост дочерей Якуба». Переехав по нему, наша машина остановилась у ворот таможни. Я передал свои документы водителю и он направился в контору. Через несколько минут из нее вышел молодой француз и поинтересовался, с какой целью я приехал в Сирию, с каким печатным органом я сотрудничаю и в каком отеле намерен остановиться. Я подробно ответил на поставленные вопросы.

Так как виза была уже получена, препятствий не было. К вечеру температура воздуха стала понижаться, ветер усилился и стало холодать. Водитель указал на гору «Джабалуш-шейх» («Хемрон») вершина и подножье, которой было занесено снегом, и пояснил, что холодные массы перемещаются с той стороны. Французская таможня располагалась в городе Канитара. Мы добрались до него часам к четырем и остановились рядом с таможней. Чиновники начали досматривать багаж. Среди моих вещей были свертки с газетами и указывая на них начальник таможни-черкес спросил что это такое, я ответил. Рассматривая одну из публикаций, ему в глаза бросилась иллюстрация с моим фото и статьей обо мне.

Пробежав взглядом по материалу, он узнал, что перед ним делегат Всемирного мусульманского конгресса и, попросив прощения за оплошность, приказал прекратить досмотр багажа. Из беседы с ним я выяснил, что в этом населенном пункте проживает довольно внушительная община черкесов-переселенцев. Однако я не располагал временем поближе осмотреть город так, как нашлись три новых пассажира и мы незамедлительно покинули Канитара. Холод еще более усилился и значительно продрогнув в пути мы на закате добрались до столицы Сирии – Дамаска. Слава «Шам-шарифа» - столицы Омейядского халифата, сыгравшего огромную роль в истории Ислама, известна давно. Я без затруднений снял номер в отеле и поужинал, а затем отправился на поиски своих знакомых-соотечественников. Мне не были известны их адреса и имена-фамилии. Важно было начать поиск мечети и прихода, куда они ходят на пятничный намаз. В этом деле я имел некоторый опыт, и это вселяло какую-то надежду. Я добрался до махалли мухаджирин, но нестерпимый холод и потому закрытые лавки и кофейни вынудили меня прервать поиск. На улице не было ни души. Редкие прохожие, к которым я осмелился обратиться, укутавшись, торопились к теплу домашнего очага и избегали ответов на мои вопросы. Я вынужден был возвратиться в гостиницу. 

У меня было несколько адресов знакомых арабов, но так как было уже поздно, не решился заявиться по этим адресам. Всю ночь слышалось завывание ветра, стекла дребезжали и не давали возможности спать. Одеяло тоже не спасало от холода. Я поднялся рано утром, напился горячего чаю и согрелся и продолжил поиск. Неожиданно в уличной сутолоке я повстречал своего знакомого адвоката сирийца Шафика бека Сулеймана. Он согласился сопровождать меня в экскурсии по Дамаску и в моих поисках. Первым делом мы решили нанести визит эмиру Сагиду аль Джазаиру, но его не оказалось на месте. Затем было решено осмотреть известную мечеть Омейядов, которая считается самой древней исторической достопримечательностью Дамаска. Мне рассказали, что это здание построено в дохристианскую эпоху и возводилось в качестве языческого молельного дома. Когда Шам был завоеван христианами, они устроили в этом здании церковь, затем город достался мусульманам, и, естественно, здесь была устроена мечеть.

И вот на протяжении 1250 лет храм этот служит в качестве соборной мечети. Так как храм тесно связан с историей Омейядского халифата он назван мечетью Омейядов. Здание имеет форму огромного по размерам куба. С каждой стороны имеет большой вход. И когда все входы затворены храм превращается в своеобразную крепость-город в пределах крепостных стен Дамаска. Во время многочисленных нашествий и войн храм выполнял роль неприступной крепости. Здание издревле было окружено многочисленными постройками, в которых селились шакирды. В отличие от наших мечетей внутренне помещение ее вытянуто с запада на восток и михраб-возвышенное место для имама располагалось почему-то в самом центре зала. Здесь же за кованой ажурной оградой находится могила, нам сказали, что там похоронен хазрати Яхъя.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle