Есть в Казахстане один город, на самом севере, в строительстве и дальнейшем успешном становлении которого особую роль сыграли татары. Тогда, в далёком 1752 году, на рубеже Российской империи был возведена Петропавловская крепость, которую впоследствии заселили татары, развив там торговлю, обустроив свои дома и облагородив улицы города.
И это не единственный город Казахстана, где татары не просто проживали, но внесли свой весомый вклад в развитие торговых связей, становление городской культуры, при этом сохраняя и передавая из поколение в поколение свои традиции и обычаи. Со временем сформировались отдельные татарские кварталы, со своими детскими садами, школами и мечетями. Их тяжело было не заметить – характерный запах мускуса, чистота, опрятные дороги, ухоженные дома, чистые и умытые ребятишки, традиционный орнамент, высокие заборы, за которыми прятались домочадцы от чужих глаз.
К сожалению, спустя годы дома оказались разрушены и заброшены, национальные кварталы канули в лету, мечети уступили место автомойкам и школам, а татарское население частично ассимилировалось, кто-то сохранил верность предкам, а кто и во все уехал на историческую Родину. Но, несмотря на определённые тяжести, приходящие на смену взлётам, в каждом городе есть здание, а то и целые улочки, которые одним своим существованием напоминают нам о великих свершениях, которые имели место здесь быть или по воле судьбы обошли стороной местных жителей.
Крупнейшая пятиэтажная мельница товарищества «Мукомол», кожевенный и маслодельный заводы, шерстомойные заводы – это лишь мая толика того, что было создано руками татарского народа в городе Петропавловск. Но сегодня мы хотим вам рассказать об одном месте, появление которого до сих пор до конца неясно и окутано легендами, о которых знает, пожалуй, каждый житель города и заглядывающий сюда турист.
Если пойти непроторенными тропинками из центра города Петропавловска, что расположился на самом севере Республики Казахстан, то можно вернуться на несколько лет назад. Достаточно лишь одного шага, который уведёт тебя с улицы вглубь веков, открывая малоизвестные страницы истории, показывая, как гармонично уживаются рядом современные многоэтажки и старинная мечеть, инновационная школа и старенькое, но с удивительной историей здание. Для местных жителей зачастую эти места уже стали чем-то обыденным, но даже самый далёкий от исторических перипетий человек напряжённо следит за тем, что происходит с наследием его народа… И вот такими окольными путями, где машины встречаются примерно так же редко, как степенно прогуливающиеся люди, на пересечении улиц Ульянова и Горького приютилось красивое, несколько выделяющееся из окружающего городского ансамбля здание. Следом за ним расположилась мечеть, а по другую сторону можно увидеть обычные жилые дома, каких сотни по всему миру, улочки, ведущие к торговым центрам.
Однако нас интересует сам дом. Чем же он примечателен? Невооружённым глазом можно заметить архитектурную уникальность здания, уловить отдельные элементы позднего барокко и модерна. Нельзя не отметить симметричность композиции основного фасада, по краям которого расположились своеобразные колонны с аркой, куполами и шпилем в центре. Первый этаж дома выполнен из кирпича, а второй – из дерева. По карнизу дома вырезано огромное количество элементов растительного орнамента, характерного для татарского народа.
Под стать и внутреннее оформление: лепные украшения потолка и стен, изразцовые печи, резные из темного дуба двери – перечислять можно долго. Изюминку дому придаёт тот факт, что построен он «под камень». И ведь правда, мало кому придет в голову, что перед ним стоит деревянный дом. Ещё одной достопримечательностью дома являются два камина, расположенные в боковых комнатах.
Не менее интересна и легенда, которая окутывает это сооружение и известна каждому горожанину. В народе этот дом известен как «Дом невесты». Представьте – на дворце конец XIX века, молодой купец из Петропавловска Валит Янгуразов, находясь по своим торговым делам в Москве, встречает юную красавицу, в которую без памяти влюбляется. Татарский купец предлагает ей руку и сердце. Но кто поймёт девичье сердце?! То ли решив пошутить над бедным Валитом, то ли имея другую причину, девушка решает дать согласие на брак, но при одном условии – будущий супруг должен построить дом, подобный тому, на который она укажет. Янгуразов принимает её условие, и уже через год был возведён дом, ставший точной копией московского.
Вот только роскошному по всем меркам особняку не суждено было стать приютом для молодожёнов. Вскоре после свадьбы Янгуразов простудился и тяжело заболел. Он умер в молодом возрасте, оставив неутешную вдову с двумя детьми. Так гласит легенда. По другой версии, Валит умер, не успев достроить дом. Кто-то говорит, что постройка особняка отняла все средства, и молодая семья вынуждена была жить в нищете. Не нам судить, что здесь правда, а что вымысел. Однако доподлинно известно, что ещё в XVIII веке знатные дворяне строили под Москвой дворцы из дерева, отделывая их как каменные. Возможно, именно этот опыт и перенял купец Валит Янгуразов на родной земле.
Со смертью хозяина дома трагические испытания для его семьи не окончились. Посетив местную библиотеку, можно в одном из номеров омской газеты «Иртыш» за 1906 год найти занятную статью, в которой говорится: «В ночь с пятого на шестое октября в городе Петропавловске произошло событие, взволновавшее все мусульманское население города: зарезаны богатая купчиха Янгуразова и её дочь в собственном доме по Думской улице. Это произошло в час ночи, когда в доме по случаю наступившего поста Уразы никто ещё не спал. Мать и дочь сидели в средней комнате за чайным столом и пили чай, как вдруг ворвался какой-то оборванец с ножом в руках. Сын хозяйки бросился к прислуге вниз, на кухню, но выйти и оказать помощь ему не удалось: все, кто оставался внизу, были запуганы тем обстоятельством, что снаружи стояли вооруженные соучастники злодея. Утром хозяйку и дочь нашли мертвыми. В комодах всё было перерыто, но унесли одну лишь железную шкатулку, в которой были купчая крепость и другие документы. Мусульмане выразили недовольство порядками охраны населения, при которых возможны подобные события. Ими была подана петиция за подписью нескольких сот человек лично господину начальнику края, в которой они, указывая на слабую деятельность полиции, просят выдворить из города до 35 человек заведомых воров и разбойников...».
В той же газете несколько позднее появляется заметка, которая гласит, что следующим же вечером губернатор Акмолинской области Неверов спешно выехал из Омска в Петропавловск для выяснения обстоятельств жуткой трагедии, потрясшей тихий провинциальный город и поднявшей на ноги всё мусульманское население.
Что касается сына Янгуразовых, то сведений о его дальнейшей судьбе очень мало. Известно лишь, что вплоть до революции ему принадлежало одно из самых крупных предприятий города по производству жира.
За всю историю существования «Дом невесты», или дом купца Янгуразова, много раз менял своё предназначение. В Советское время здесь размещался Совдеп, годами позже – штаб частей особого назначения. Сейчас на доме можно увидеть мемориальную доску, которая рассказывает о том, что в этом здании работал известный казахский писатель Сабит Муканов. А уже в 2005 году здание передали в ведение отделения Духовного управления мусульман Казахстана, и в нем благополучно расположилось медресе. Одно время это уникальное и богатое историями здание находилось практически на грани разрушения. Однако реставрация, начатая в 2013 году, позволила сохранить особняк. И сейчас, годы и годы спустя, местные жители, туристы и просто интересующиеся историей края люди могут лицезреть этот памятник истории и культуры республиканского значения.
Ильмира Гафиятуллина, Казань