В поисках забытых имен, прошлая наша статья была посвящена татарину, подарившему Финляндии первый Коран на финском языке. Наша новая статья посвящена Абдулазизу Беккине хазретлери - татарскому шейху, оставившему важный след в истории современной Турции.
В Стамбуле в районе Зейрек в небольшой мечети Чивизаде, основанной в 1610 году, продолжительное время имамом служил Абдулазиз Беккине. Этот человек с необычайной историей жизни, согласно официальной биографии, родился в 1895 году в районе Марджан города Стамбула в семье богатого татарского купца Хариса Беккинеева.
До этого Харис Беккинеев в 1880 году вместе со своей семьей переселился в Стамбул. Семья имела одновременно свой бизнес как в Казани, так и в Стамбуле. Свое начальное образование Абдулазиз Беккине получил от имама мечети Каптан Паша Халиля Эфенди, а затем окончил школу Дарут-тадрис.
По воспоминаниям самого Абдулазиза Беккине в этот период семья временами приезжала в Казань. Его отец ценил образование и один из своих особняков в Казани предоставил для пользования шакирдам. Когда Абдулазизу Беккине исполнилось 14 лет, он со своей семьей окончательно переехал в Казань.
В Казани, славившуюся тогда своими медресе, он продолжил получать образование и одновременно помогал отцу по делам. Однако, так как его все больше привлекало религиозное образование, Абдулазиз Беккине, взяв разрешение у отца, отправился в Бухару. Проучился он в Бухаре пять лет. Однако смерть обоих родителей и внезапная революция вынудили его вернуться в Казань.
Из его воспоминаний: “Началась революция. Большевики стали подходить к Казани. Собрались татарские ученые и сказали: “Давайте соберем все что у нас есть и купим оружие, чтобы дать им отпор”. Однако многие, жалея своих денег и считая, что большевики еще далеко, предпочли пропустить это мимо ушей. В результате большевики захватили многие территории, населенные мусульманами. И все лишились своего имущества”.
Сложная обстановка в Казани вынудила его, взяв с собой братьев и сестер, в 1918 году покинуть город. Сначала Абдулазиз Беккине направился в Баку, затем через Батуми на корабле в Стамбул.
В Стамбуле Абдулазиз Беккине попытался заняться торговлей. Однако вскоре, оставив все дела своим братьям, вновь продолжил обучение в стамбульском медресе Баязид. Здесь его лучшим другом становится Мехмед Захид Котку. Вместе они решили стать последователями гюмюшханевийского шейха Мустафы Февзи Эфенди.
Получив должность имама, последние годы Абдулазиз Беккине служил в небольшой мечети Чивизаде при соборной мечети Умму Гульсум. В 1949 году вслед за смертью своего наставника шейха Абдуллаха Хасиба Эфенди Аддулазиз Беккине занял его духовный пост. А эта небольшая мечеть в районе Зейрек благодаря стараниям Абдулазиза Беккине превратилась в любимое место посещений стамбульских студентов. Для многих из них это место стало вторым университетом.
Абдулазиз Беккине большое значение придавал светскому образованию и всячески способствовал тому, чтобы его последователи-студенты становились преподавателями и оставались в университетах. В последующем многие из этих студентов станут политиками, учеными, мыслителями, и сыграют весомую роль в судьбе современной Турции.
Одним из таких молодых людей был Неджметтин Эрбакан - будущий премьер-министр Турции. А в то время полностью преданный своему наставнику - Абдулазизу Беккине - студент Стамбульского технического университета.
Другим последователем Абдулазиза Беккине был Нуреттин Топчу - знаменитый турецкий мыслитель, защитивший свою докторскую диссертацию по философии в Сорбонне. По словам самого Топчу, ответы на все вопросы по религии и метафизике, которые его долго мучали, он сумел найти лишь у Абдулазиза Беккине. Это сделало Топчу преданным последователем и учеником Абдулазиза Беккине на всю жизнь.
Абдулазиз Беккине родился и вырос в очень богатой семье, однако оставшуюся в Стамбуле часть наследства отдал своим братьям и сестрам. А сам жил лишь на небольшую зарплату имама. В тоже время он всегда помогал нуждающимся, сиротам и обездоленным. Часто мог, не открывая свой конверт с зарплатой, отправить его больному или нуждающемуся человеку.
Чтобы как-то обеспечить свою семью, он держал несколько коз. Корм для них - выброшенные овощи и зелень - он собирал и приносил из овощного рынка. Таким образом его жизнь была простой и скромной, и совершенно далека от роскоши. Все современники отмечают, что Абдулазиз Беккине жил согласно своим знаниям и учению. Он был служителем маленькой мечети, чьи двери открывали большой мир тем, кто приходил в нее с искренним сердцем.
Абдулазиз Беккине является одним из строителей современной Турции, где религиозная часть населения стала получать высшее светское образование, появилась прослойка религиозных студентов, и мусульмане стали играть важную роль в политической жизни страны.
Абдулазиз Беккине умер в 1952 году. При большом стечении народа джаназа намаз был совершен его другом и духовным преемником Мехмедом Захидом Котку Эфенди в мечети Фатих. Тело шейха было похоронено в районе Эдирнекапы на кладбище Сакызагаджи.
В памяти стамбульцев он остался как истинный шейх, святой человек - “авлия”, который уделял большое значение религиозному воспитанию молодых студентов и стоит у истоков современной политической системы Турции.
Я надеюсь, что эта статья подтолкнет многих исследователей заинтересоваться жизнью этого замечательного человека.
Особую благодарность за помощь в сборе информации выражаю Саиме ханум - родственнице Абдулазиза Беккине по материнской линии.
Мухсин Нурулла