Мы начинаем новый цикл статей, который будет посвящен личностям, внесшим большой вклад в становление и налаживание межкультурного и межконфессионального диалога. Каждый из них по-своему открыл другим народам татарский мир. Нам бы хотелось возродить их память в Татарстане и благодаря этому укрепить мосты между народами и странами, где их дела, а также тела нашли свое последнее пристанище.
Одним из самых знаменитых представителей татар Финляндии бесспорно можно назвать Зинатуллу Ахсен Бёре (20.03.1886-09.11.1945). Под этим именем он стал знаменитым в Финляндии и за его пределами, хотя реальное его имя Зинатулла Имадетдинов.
Как многие представители татарской диаспоры в Финляндии, он происходил из татарской деревни Актук (Актуково) Краснооктябрьского района Нижегородской области (бывший Сергачский уезд Нижегородской губернии). С юности одаренный Зинатулла стал заниматься торговлей, переехал в столицу империи Петербург, затем в Финляндию, в тогдашнюю Терийоки, и в конце осел в Тампере, где сильно разбогател на продаже тканями и мехами.
Немного хочется рассказать о родителях и семье Зинатуллы Ахсен Бёре. Его отец - Имадютдин Ахсян (1849-1906), мать - Мерхаба Ибрагимова (1855-1941). Всего в семье Зинатуллы было 9 детей, 6 братьев - Фатхутдин, Захидулла, Зинатулла, Абдулла, Абдулкаюм, Абдулхак и 3 сестер - Халима, Хализа, Катия.
Интересна история появления поздней двойной фамилии “Ахсен Бёре”. “Ахсен или Ахсян” - является именем деда Зинатуллы. Но по устоявшейся тогда традиции в 19 веке в Российской империи фамилию детям давали по имени отца, то есть отчеству.
Поэтому родившийся Зинатулла получил фамилию по имени отца - Имадютдинов, которая в последующем меняла свои написания на Имадетдинов, Имадетдин. А “Бёре” - что с татарского переводится “волк”, является их родовым прозвищем.
Как уже отмечалось ранее, Зинатулла Ахсен Бёре с детства был одаренным и смышленым мальчиком. Он рано начал трудиться помощником в торговой лавке, однако эта трудная для юнца работа раскрыла в нем торговую смекалку и подготовила к суровой жизни.
В конце 19 - начале 20 века многие татары с Нижегородской губернии промышляли в Петербурге. В 1907 году совсем еще юный Зинатулла был отправлен родителями к родственникам в Петербург. Позже он вместе со старшим братом Фатхутдином и с другой татарской семьей стал отдельно снимать квартиру.
Его дела в городе пошли в гору, и он решил заняться торговлей в Финляндии в тогдашнем городе Терийоки (современный Зеленогорск, Ленинградская область). Нужно отметить, что тогда еще Финляндия была частью Российской империи, а ее прежние границы были намного ближе к Петербургу, чем сейчас.
В 1910 году Зинатулла Ахсен Бёре практически все свое дело переместил в Терийоки. Его торговля и недвижимость в городе увеличивались из года в год. Чтобы лучше справляться с растущим бизнесом он взял к себе на помощь двух своих младших братьев Абдулхака (1891-1944) и Абдуллу (1888-1949).
К 1917 году братья сумели накопить огромный капитал. Уже после того, как Финляндия стала независимой, в 1919 году Зинатулла Ахсен Бёре часть своего бизнеса переводит в более крупный город на западе Финляндии - Тампере. В 1922 году он открывает там большой магазин для мехов, тканей и турецких товаров.
Нужно отметить, что Зинатулла Ахсен Бёре имел неплохое религиозное образование и в 1916 году смог сдать экзамены на должность имама и исполнял обязанности имама. Это сыграет большую роль в желании познакомить финнов с Исламом. В последующем он станет одним из светских и духовных лидеров возникшей тогда татарской диаспоры Финляндии.
Он активно общался с религиозными деятелями России и Турции. После того как Советская Россия закрыла свои границы, он стал расширять связи с Турцией и Европой. Зинатулла Ахсен Бёре не жалел финансов на благотворительность - в Тампере в 1930 году на его деньги была открыта финско-турецкая школа.
Однако, наверное, самым важным делом, которое Зинатулла Ахсен Бёре сделал для Финляндии и его народа, является то, что он первым познакомил финнов с Кораном и его смыслом. Это была непростая задача, требовавшая много затрат и усердия.
Так на его деньги и при его непосредственном участии Коран был переведен на финский язык и издан в городе Тампере в 1942 году. [Koorani. Opastus ja johdatus pahan hylkäämisee ja hyvän valitsemisee Z.İ. Ahsen Bören kustannuksella, Tampere 1942, 799 s.] (Хотя первоначально планировалось перевести и напечатать Коран намного раньше в 1936 году).
Завершение перевода Корана и его публикация стали для Зинатуллы Ахсен Бёре и татар Финляндии большим культурным и духовным триумфом. Оно навсегда оставило след в истории Финляндии и доброе имя Ахсен Бёре.
В последующем он получил множество благодарственных писем от видных деятелей страны: помимо маршала Маннергейма и президента Рита, в частности благодарность и высокую оценку перевода Корана отметили бывшие президенты Финляндии К. Дж. Штольберг и П. Е. Свинхуфвуд, министр иностранных дел Хенрик Рамсей, председатель Верховного суда Аарне Рекола, ректор Хельсинкского университета, математик Рольф Неванлинна, стоматолог доктор Ирье Паатеро, епископ епархии в Тампере Алекси Лехтоненек и другие.
Зинатулла Ахсен Бёре умер 9 ноября 1945 года в Тампере и был похоронен на исламском (татарском) кладбище Хельсинки.
__________________________________________
Использованные источники:
1.Mikko Suikkanen. Yksityinen Susi Zinetullah Ahsen Bören (1886-1945) eletty - ja koettu elä. Yhteiskunta ja kulttuuritieteiden yksikkö Historian pro gradu-tutkielma. Huhtikuu, 2012.
Мухсин Нурулла