А вы знали, что первый каменный дом в Казахстане построили татары? А что династия Яушевых оказала влияние не только на экономику, но и на культурное становление своей новой родины?
А знаете отличительные особенности татарских мечетей на казахской земле? А имеете понятие о том, как вообще татары попали на территорию Казахстана? Не знаете, тогда мы продолжаем рассказывать вам о татарском народе и его роли в жизни не только родной республики, но и других стран мира.
Что интересно, если верить историческим сводкам, татары начали заселять территорию Казахстана сначала XVII века, но если копнуть более глубоко, то можно узнать, что присутствие предков татар в Степях имело более длительную историю, начинающуюся ещё в X-XIII веках до формирования Золотой Орды. За эти долгие годы совместного проживания народы двух братских республик сблизились и породнились.
Татары и Степь
Именно татары первыми из тюрков перешли на оседлый образ хозяйственной деятельности. Уже в первой половине XVII века, согласно дошедшим до нас историческим сводкам, начинает формироваться Татарская слобода в Уральске, где, помимо казаков, селятся татары, занимающиеся земледелием, ремесленной деятельностью, а также торговлей.
Во второй половине XVII века татарские купцы из Астрахани появляются в основанном в 1640 году Нижнем Яицком городке (современный г. Атырау). В первой половине XVIII века татары в качестве писарей и переводчиков казахских ханов присутствовали и в других регионах Степи.
Так чем же было обусловлено появление татар в Казахстане в XVIII веке?
Исследователи говорят о целом ряде причин, но в первую очередь стоит упомянуть о присоединении в 1731 году Младшего и Среднего жуза к Российской империи. С этого момента можно вести отсчёт роста влияния татарского народа на жителей казахстанской земли абсолютно во всех сферах жизни, начиная от экономики, заканчивая культурой и образованием. Так, к примеру, первые татарские школы в местах компактного проживания татарского населения появились в XVIII веке, несмотря на то, что официально зарегистрированными они становятся значительно позже.
В конце XIX века татарские медресе функционировали практически во всех крупных городах Казахстана и сельских татарских населённых пунктах. В татарских школах массово обучались не только татары, но и казахи. Помогала в этом близость языков двух народов, а также высокий уровень образованности татарского населения, которое жаждало передать имеющие знания местным жителям.
В Семипалатинске с 60-х годов до середины 90-х годов XVIII века татары, обладающие предпринимательской жилкой, размещаются на территории Меновой слободки, находившейся на полуострове Полковничьем. Из-за сильных разливов Иртыша в 1798 году слободка была перенесена на новое место, которое позже стало называться Татарской слободой, где купцы построили гостиничный двор и обязательный атрибут любой Татарской слободы в Казахстане – мечеть.
Совсем скоро эта слобода станет одной из самых больших слобод в городе и срастётся с форштадтом крепости, где в основном проживало русское население.
В XVIII-XIX веке татары расселяются практически по всей территории казахской Степи. Их общее количество достигало численности более 50 000 человек.
Татары и казахи – два братских народа
Нельзя помыслить, чтобы народ существовал без собственной периодической печати. Так было и в нашем случае. Пик издательства пришёлся, что неудивительно, на революционное и постреволюционное время.
В начале XX века в казахской Степи среди мусульман начинает набирать популярность и театральное движение. Сначала там гастролировали приезжие труппы из Казани «Сайяр», «Hyp», «Ширкат», которые зачастую привлекали на небольшие роли местных татар, которые потом стали инициаторами создания театральных трупп в таких городах, как Акмолинск, Петропавловск, Верный, Кустанай и Семипалатинск.
Говоря о связи татарского и казахского народов нельзя не упомянуть и отдельных её представителей, внёсших значительный вклад не только в укрепление связей между двумя братскими народами, но и по праву ставших ключевыми фигурами просветительской деятельности.
Это татарский поэт Нури Арсланов (1912-1991), публицист и драматург Акрам Галимова (1892-1913), историк Курбангали Халиди (1846- 1913), журналист и певец Камиль Мутыги (1883-1941), художник Макмун Сутюшев (1906-1990) и многие другие.
С развитием городов и транзитной торговли со среднеазиатскими ханствами и Китаем в Степи значительно возрастает численность татарских купцов. Татарские купцы и промышленники принимали активное участие в самоуправлении города и регулярно избирались в гласные городской думы степных городов.
В связи с этой особенностью татарского народа неудивительно, что в XIX – начале XX века в казахской Степи формируется мощная прослойка татарской буржуазии, которая в скором будущем внесёт свой весомый вклад в социальную поддержку, выстраиванию духовной инфраструктуры, а также окажет существенное влияние на общественную жизнь городов.
Мы уже рассказывали вам о купеческой династии Яушевых (перечитать материал можно здесь:), познакомили с историей единственной сохранившейся в Петропавловске татарской мечети (здесь есть даже ее фото её есть), приоткрыли завесу тайны дома невесты, который дал приют для современного медресе.
И в следующем материале мы с тобой, наш дорогой читатель, совершим интереснейшую и увлекательную экскурсию по Северо-Казахстанскому областному историко-краеведческому музею, чтобы узнать о том, какую роль сыграли татарские муллы в распространении ислама на северной территории Казахстана, чем отличались татарские медресе и как изменялся рост духовности.
(Продолжение следует)
Ильмира Гафиятуллина