Недавно в Казанской консерватории прошла лекция на тему о сохранении традиций зикра в татарских мунаджатах. С вопросами на эту тему мы обратились к спикеру ГУЗЕЛЬ САЙФУЛЛИНОЙ, кандидату искусствоведения, заслуженному деятелю искусств РТ, члену Международного Совета Традиционной Музыки при ЮНЕСКО (ICTM), исследователю, на протяжении многих лет занимающемуся изучением разных аспектов исламской культуры, в первую очередь - связанных с музыкой.
- Гузель ханым, как формировались традиции зикра в татаро-мусульманском Поволжье?
- «Зикр», буквально - поминание. Произнесение зикра в целом подразумевает многократное повторение Имен Аллаха и формул Его прославления.
Зикры есть и в богослужебных ритуалах, и в суфийских радениях. В мусульманском мире повсеместно распространена суфийская культура. У тюркских народов, в т.ч. в Поволжье, она была представлена братством Йасавийа, влияние которого обнаруживается в народной культуре вплоть до сегодняшнего дня.
Другим распространённым суфийским орденом был тарикат Накшбандийя. Он способствовал развитию интеллектуального суфизма в татарской среде. Многие представители татарской интеллектуальной элиты были связаны с Накшбандийя, хотя могли этого не декларировать.
Даже в начале 20 в. суфизм у татар ещё сохранялся. Его традиции были ощутимы и в культуре народного ислама, и в работах богословов - лидеров мусульман; широко распространена была суфийская литература, часто использовавшаяся на уроках в учебных заведениях (медресе).
Потом наступает долгое время атеистической политики, и духовное знание изгоняется.
- Однако, зикры не исчезли…
- В татарской среде традиции зикра сохранились. В первую очередь, как часть богослужения и как элемент мусульманских праздников.
Следы суфийского зикра чётко обнаруживаются в татарском музыкально-поэтическом наследии, в народных текстах. Так, отдельные элементы зикра можно услышать в старых татарских багышлау (текст ритуального посвящения по завершении чтения Корана). Например, повторяющееся «мәдәт вә истигәнәт» - взывание к Аллаху о помощи - именно в такой же форме и функции встречаются в суфийских текстах.
Фрагменты зикров есть и в репертуаре «көйләп уку» (чтение книг нараспев). Это на 95% была суфийская литература. В частности, тексты Йасавийской традиции: «Бакырган китабы» (сборник поэтов-суфиев 12-18 в.в.), «Унбер Ахмад» («Одиннадцать Ахмадов», имена которых считалось полезным повторять), «Хикметы Йасави» и пр. Рассматриваемые тексты по форме и сами звучат как зикры.
Это были те «ниши», где сохранились элементы суфийской культуры.
- Можно ли говорить о мунаджате в этом контексте?
- Татарский мунаджат сегодня - это особое явление, подобного которому нет в других культурах. Изначально это – форма обращения к Аллаху, общая для всех мусульман. И свидетельство тому – многообразные тексты мунаджатов, написанных в разные времена и на разных языках, в том числе и татарском.
Но в современной татарской культуре мунаджат – это не чисто религиозный жанр. Об этом свидетельствует репертуар текстов, в которых звучит и другая тематика. Но что интересно: при изучении мунаджатов, записанных в прошлые десятилетия, обнаружилось, что они пронизаны лексикой суфийских зикров.
В частности, в них присутствуют принятые в суфийской риторике обозначения Имени Аллаха, как Ху, Йа-ху. Вот, например, куплет из Кул Шарифа:
««Ху, ху», - говорит птица Ху;
Прольются слезы из глаз,
Сгорит и нутро, и то, что - вне,
Не будь небрежным, (не забывай) –
Повторяй всё время: «Ху!»»
(от ред.: перевод Г.Сайфулллиной)
В представленном отрывке все образы суфийские: и слезы, и «сгорание», т.к. суфий «сгорает» в своем служении на пути к Аллаху, и использование формулы «Ху» (с арабского, «Он» [Аллах]) - типичной для зикров, и сам образ птицы – одного из многозначных символов в исламской эстетике.
- Сегодня зикр вернулся в жизнь мусульман. Изменился ли он?
- Имеет смысл говорить об изменении не зикра, а понимания его фукнции. Для суфия, зикр - это инструмент на его пути к Богу, методика, техника, благодаря которой постепенно должно быть достигнуто самоотречение, освобождение от собственного Я. Человек должен «раствориться» в Боге, может быть, «увидеть Лик Аллаха».
У современных мусульман зикр - один из важных элементов поклонения, за правильное и постоянное выполнение которого, мусульманин получит саваб (вознаграждение), защиту, помощь Аллаха. Т.е., здесь понимание зикра, скорее, практическое. Подобное встречается и в татарском фольклоре:
«Произносите часто «Ля иляха илляЛлах» ,
Без него мольбы не будут приняты,
Не смотрите на малость «Ля иляха илляЛлах» –
Это неиссякаемое сокровище,
Это ступень на мосту Сырат,
Это замок на семи дверях Ада…»
(от ред.: перевод Г.Сайфулллиной)
Здесь прослеживается тема некой защиты, подготовки, но не растворения в Аллахе, не полного посвящения себя Ему.
В таком отношении мне видится один из главных результатов изменений в татарской религиозной культуре за 20 век. И это сегодня проявляется очень во многом: в том, как понимаются исламские ритуалы, как постигаются священные тексты и их смыслы.
- Гузель ханым, спасибо за интересный разговор! Чем Вы его подытожите?
- Сегодня очень важно изучение классической мусульманской культуры во всех ее аспектах, в частности, и для лучшего понимания её особенностей на территории Поволжья. Мне кажется, это - тот дефицит знания, который сказывается на современном восприятии и Ислама как религии, и его истории, и культуры – имеющей мировое значение, а также нашего собственного прошлого.
Беседовала Гузель Ибрагимова