Мусульманское духовенство, исторически сложившееся как духовное сословие профессиональных служителей религии, являлось влиятельной прослойкой дореволюционного татарского общества. Муллы были не только служителями религии, настоятелями праведности и учености, но и духовными лидерами своего народа, хранителями культуры и традиций татар.
Во все важные моменты жизни народ обращался к мулле: в случае рождения ребенка муллу приглашали для чтения азана и наречения имени, на свадьбе он освящал брак чтением специально предназначенных на этот случай молитв (Никах), мулла же напутствовал умирающего, читая «Ясин» (гл. 36 Корана) и сопровождал умершего на кладбище и т.п.
Таким образом, не было ни одного серьезного момента в человеческой жизни благочестивого мусульманина, когда бы он не обращался к мулле за удовлетворением религиозных нужд.
Мулла в татарской деревне был всем: «совершитель» молитвенных обрядов, учителем детей, советником во всех житейских делах и даже судьей. Неудивительно, что муллы пользовались у татар огромным влиянием и уважением.
Главной обязанностью имама являлось посещение мечети, где он руководил общественным богослужением – ежедневным пятикратным намазом и еженедельным пятничным (джумга) намазом.
Ежедневный молитвенный цикл состоял из пяти обязательных молитв: молитва на рассвете (ал-фаджр, иртэнге намаз), в полдень (аз-зухур, ойлэ намаз), предвечерняя (ал-аср, икенде намаз), на закате (ал-магриб, ахшам намаз), с наступлением ночи (ал-иша, ясту намаз).
Ахуны, мухтасибы и кадии: как муллы продвигались по карьерной лестнице?
Пять раз в день мулла после азана муэдзина, совершив ритуальное омовение, шел руководить общественной молитвой. Следуя тому, что общая молитва в мечети в исламе превосходит индивидуальную молитву в 27 раз, татары-мусульмане (мужчины), по мере возможности, стремились читать намаз в мечети вместе c единоверцами.
На еженедельный пятничный намаз у татар традиционно собралось все взрослое население прихода. Этот день был не рабочим, а выходным.
Пятничную проповедь имам проводил на разные жизненно-важные темы, сопровождая чтение аятов Корана и хадисов с их толкованием.
До ХХ века у татар пятничные хутбы читались на арабском языке. В то время считалось, что хутба является богослужением, поэтому должна исполняться, как чтение намаза только на арабском языке. В начале ХХ века этот вопрос начинает активно обсуждаться татарскими богословами.
Несмотря на фетву Оренбургского муфтия произносить проповедь на родном языке, этот вопрос становится предметом богословской полемики между традиционалистами-кадимистами, рату ющими за чтение хутбы на языке Корана (журнал «Донья ва магишат», «Дин ва магишат»), и джадидистами (газета «Кояш», «Байан ал-хак»400, журнал «Маглумат» и др.) – на родном языке.
В итоге бурных обсуждений и издания книг хутб на татарском языке к 1911 году во многих местностях Волго-Уралья пятничные проповеди стали вестись на родном языке, причем небольшая часть (хвала и хутба) – на арабском языке, а остальные – на татарском, как ныне. Подобное в то время наблюдалось и в Османской империи.
Религиозное собрание в мечети выполняло важную социальную и коммуникативную функции: здесь правоверные получали религиозные наставления, обменивались новостями, решали насущные проблемы этноконфессиональной общины, знакомились с различными постановлениями правительства, местной администрации, здесь происходило общение муллы с прихожанами, которое продолжалось и за стенами мечети, и во время исполнения духовных «треб» в домашних условиях.
Общеизвестно, что татарские женщины не ходили в мечеть и не участвовали в общественных молитвах, они молились у себя дома. Это объясняется, в первую очередь, отсутствием религиозного обязательства, предписания женщине молиться в мечети.
По этому поводу весьма точно заявлял в первой четверти XIX века К.Ф. Фукс: «В то время, когда мужчины отправляют богослужение в мечетях, женщины молятся дома. Пять раз у татар совершается в мечетях молитва, и в эти часы, где бы ни была татарка, в гостях за чаем, за завтраком, в лесу, в поле, в незнакомом ей доме, она, ни на что несмотря, все оставляет, ищет удобное место и совершает свою молитву с таким усердием, что никакой шум не может отвлечь ее от молитвы и заставить оглянуться назад».
Во-вторых, из-за недостатка средств мечети строились не очень большими, рассчитанными на локальную общину, как правило, это были одноэтажные с одно – или двухзальным помещением одним входом в здание.
Поэтому в них отсутствовали необходимые условия для женщин, которые предполагали дополнительное помещение для моления, смежное с мужским залом, или устройство второго этажа, а также специальной женской комнаты для омовения.
Амишев Р.И.