Суэцкий канал – это важнейшая искусственная судоходная артерия, соединяющая акватории Красного и Средиземного морей, т.е. Индийский и Атлантический океан. Это первый в истории судоходный канал, который соединил между собой разные концы Мирового океана.
Как известно современная глобализационная экономика началась с эпохи великих географических открытий, когда были открыты морские пути соединившие между собой Европу, Азию и Америку. Долгое время главной проблемой при этом оставалось найти более короткий морской путь из Европы в Азию, не огибая весь африканский континент через мыс Доброй Надежды.
Впервые канал, соединявший Средиземное и Красное моря, был отстроен примерно 500 г. до н. э. еще Дарием Великим - царем персидской империи. Канал был построен прежде всего в военных целях и функционировал в течении несколько веков, однако после завоевания территории Египта Римской империей, был постепенно заброшен. Позднее, в VIII в. по распоряжению халифа аль-Мансура, канал был окончательно засыпан, поскольку власти Халифата опасались возможной перспективы распада единого на тот момент государства. Ведь канал мог стать в этом случае потенциальной водной границей отделяющей мятежный регион от остальной части халифата.
К XIX в. европейцы проложили новый более короткий путь, с использованием в качестве перевалочного пункта – Египет, позволивший сократить торговый путь до Индии, тем не менее, и он отнимал немало времени, тот небольшой отрезок сухопутного пути, отделяющий Средиземное море от Красного, необходимо было пойти верхом на верблюдах, нагрузив на них же весь груз с кораблей. Наконец в 1854 г. при посредничестве Фердинанда Лессепса – дипломата Французской республики, было заключено концессионное соглашение с правителем Египта Саидом-пашой по строительству морского канала. Проект строительства Суэцкого канала оказался долгостроем: его возведение началось еще в 1859 г., а закончились лишь спустя 10 лет, когда 17 ноября 1869 года в торжественной обстановке он был наконец открыт. Общая длина канала составила около 168 км.
Вскоре после запуска канала сам Египет в 1876 г. стал фактически банкротом и уже последующий правитель Египта – Исмаил-паша был вынужден продать долю государства во «Всеобщей компании Суэцкого канала». Покупателем оказалось самое могущественное на тот момент государство мира – Британская империя. В 1882 г. был официально провозглашен английский протекторат над Египтом, и Суэцкий канал стал де-факто собственностью Великобритании.
Это продолжалось вплоть до 1952 г., когда после революции и отмены монархии, власть в Египте оказалась в руках военного движения - «Свободные офицеры». Вскоре в 1956 г. президент Египта Гамаль Абдель Насер объявил о национализации Суэцкого канала, что привело ко второй арабо-израильской войне, куда оказались вовлечены Великобритания и Франция. Тем не менее, по результатам этого конфликта, канал перешел в полное управление Египетской республики.
После этих событий продолжилось дальнейшее развитие Суэцкого канала. Так с 1981 года в районе города Суэц, функционирует автомобильный туннель, построенный под дном Суэцкого канала, и соединивший между собой полуостров Синай с остальной частью Египта. В 1998 году над каналом былы поставлены высоковольтные линии электропередач. В 2001 году был открыт новый мост названный в честь тогдашнего президента страны Хосни Мубарака, и ставший часть автомобильной трассы между городами Порт-Саид и Исмаилия.
На сегодняшний день через Суэцкий канал проходит около 10 % всех мировых морских перевозок – это примерно 48 кораблей в сутки, среднее время прохождения канала ими составляет примерно 14 часов.
По регламентированным правилам через канал разрешается проходить кораблям любых государств, не находящихся в состоянии войны с Египтом. Единственное ограничение – по каналу не могут курсировать суда с атомными силовыми установками.
В настоящее время Суэцкий канал является главным источником пополнения государственной казны Египта. По экспертным оценкам, его эксплуатация дает государству больше доходов, чем даже добыча нефти, и гораздо больше, нежели туристическая сфера. Так среднемесячный объем сборов с судов, проходящих через Суэц доходит до 372 млн. долларов.
В течении 2008–2009 годов судоходство по Суэцкому каналу упало на 8,2%, а выручка Египта от его эксплуатации уменьшилась на 7,2%. Причинами этого стали последствия мирового экономического кризиса и пиратские набеги у берегов Сомали, через который вынуждены проходить суда вышедшие из Красного моря.
После «арабской весны», выходом из сложившейся ситуации было провозглашено необходимость строительства дублера Суэцкого канала, который в будущем позволил бы Египту увеличить доход бюджета от этого источника в 2,5 раза. «Новый Суэцкий канал», главной целью которого было расширение основного русла и обеспечение двухстороннего движения кораблей, был открыт 6 августа 2015 года. На торжественной церемонии открытия участвовали политические лидеры различных государств, в числе которых был и российский премьер-министр Дмитрий Медведев.
В строительстве «второго канала» участвовали инженерные части египетской армии, а также компании из Арабских эмиратов, Нидерландов, Бельгии и США.
Финансирование строительства «Нового Суэцкого канала» было обеспечено за счет выпуска государственных облигации с доходностью 12 % годовых, что позволило собрать на эти цели более 8 млрд. долларов.
Благодаря двухстороннему движения судов по старому и новому руслу Суэцкого канала, ее пропускная способность увеличится в два раза (с 48 до 97). Это позволит сократить время простоя судов ожидающих своей очереди на проход по каналу с 11 до 3 часов. Продолжительность самого прохода через Суэц сократиться до 11 часов.
Сами египетские власти, по своим самым радужным прогнозам, планируют окупить строительство второго канала к 2023 года. Выполнение этих оптимистичных планов напрямую зависит от роста мировой экономики, которая пока не может похвастаться своим ростом.
Ильнар Гарифуллин