Сучжоу: затерявшиеся мечети старого Китая

Потерянные мечети китайского Сучжоу

Город Сучжоу находится к западу от Шанхая. Он известен своими мостами и садами, а также своим старинным каналом. Лабиринты переулков старого города Сучжоу скрывают большой секрет: исторические фрагменты древней истории ислама в Китае. Сейчас, говоря об исламе в Китае, на ум сразу приходит Синьцзян-Уйгурский автономный район.

В средствах массовой информации мы регулярно сталкиваемся с информацией о насилии по отношению к мусульманам этого региона. А также благодаря новым исследованиям мы все больше узнаем об истории мусульманской татарской общины в Маньчжурии. Однако мало кто знает, что ислам когда-то высоко ценился китайскими императорами.

Из письменных источников и императорских указов, выгравированных на каменных стелах, ясно, что исламские общины пользовались благосклонностью китайских императоров, особенно во времена правления династии Тан (618-907), Юань (1271-1368) Мин (1368-1644) и династии Цин (1644-1912).

Императорский двор благосклонно относился к исламу из-за его этики, которая, по мнению императоров, способствовала гармоничным и мирным отношениям между различными народами на территории империи. Такая благосклонность к исламу настораживала многие западные страны. Они полагали, что ислам потенциально может стать национальной религией в Китае, что сделало бы Китай самой большой исламской страной в мире.

Сегодня Сучжоу – это оживленный, богатый город с населением более 12 миллионов человек, который находится всего в 20 минутах езды на скоростном поезде от Шанхая. То, что осталось от «мусульманского Сучжоу», находится сразу за городской стеной на северо-западе города. Сейчас в городе действует только одна мечеть: Тайпинфан в торгово-развлекательном районе Шилу на севере города.

Мечеть Тайпинфан была восстановлена в 2018 году, и именно сюда ходят молиться местные и приезжие мусульмане. Она находится в оживленной части района, в крохотном переулке, в окружении небольших ресторанов, отелей, продуктовых и мясных лавок, где работают уйгуры и китайцы-мусульмане хуэй. Считается, что мясники Тайпинфана, как и мясники в пекинском районе Нюцзе, где проживает большинство мусульманского меньшинства города, продают лучшее мясо.

До 1949 года в Сучжоу было примерно десять мечетей разного размера и социального значения. Многие из них были огромными зданиями с красивой мебелью и изысканным убранством, а другие были небольшими уютными молельными комнатами. Примечательно, что одна из мечетей была женской, и ей руководила имам-женщина.

Женская мечеть Баолиньцянь была одной из четырех мечетей, построенных во времена династии Цин. Все они были связаны с богатой семьей Ян, которая жила внутри городских стен в северо-западной части города. Мечеть была основана по инициативе трех замужних женщин из семьи Ян, которые пожертвовали здание и получили финансирование от других мусульманских семей для превращения ее в женскую мечеть.

Во время Культурной революции в коммунистическом Китае (1966-1976) библиотека мечети и находившиеся в ней Священные Писания были уничтожены, а само здание было превращено в жилой дом. Сегодня ничто не напоминает о том, что это когда-то была мечеть.

Другая мечеть семьи Ян, Тиецзюньун, была построена в течение трех лет во время правления императора Цин Гуагсю, с 1879 по 1881 год. Она была самой большой в Сучжоу: более 3000 м2 с семью внутренними дворами.

Главный зал для пятничного намаза имел десять комнат и мог вместить более 300 человек. Двор включал в себя минарет и павильон, в котором размещалась императорская стела.

Сейчас в здании мечети Тиецзюньун расположена средняя школа.  Но по внешней архитектуре и старинной деревянной боковой двери с гравировкой можно понять, что это была мечеть. Во внутреннем дворе бывшей мечети сейчас располагается большое футбольное поле. Во дворе также сохранилась тахаратхана – место, где мусульмане совершают омовение.

Продолжение следует…

Использованные источники:
1.Alessandra Cappelletti. City of lost mosques: how Suzhou tells the story of China’s Islamic past (www.theconversation.com)
2.Marshall Broomhall. Islam in China: A Neglected Problem. Edinburgh, 1910.

Социальные комментарии Cackle