А вы знали, что в Средней Азии до сих пор живут арабы, предки которых появились здесь еще во времена праведных халифов? Их принято называть среднеазиатскими арабами или просто араби.
Арабы попали в Среднюю Азию в результате нескольких волн переселений, которые происходили в промежутке между 7 и 17 веками, то есть на протяжении 10 веков. Впервые они появились здесь в 7-8 веках, во время арабских завоеваний Средней Азии. Для контроля над регионом в таких крупных городах, как Бухара и Самарканд, были размещены большие военные гарнизоны.
Летописи свидетельствуют о том, что в Бухаре арабские воины получили половину домов и земель покоренных народов. Однако, находясь под сильным влиянием местного ираноязычного населения, к 9 веку большинство городских арабов ассимилировалось. К тому же в 15 веке начался процесс постепенной тюркизации, в который были вовлечены как ираноязычные жители, так и еще сохранившиеся арабы.
Намного дольше удавалось сохранить свое этническое самосознание арабам, жившим в районе Мерва и Балха (совр. Туркмения и Афганистан). Здесь с самого начала было большое количество арабов, которые поселились племенами. В основном они жили не в городах, а занимались кочевым скотоводством, что позволяло им не смешиваться с местным населением. Поэтому их обычаи и язык сохранялись нетронутыми вплоть до конца 19 века.
До установления официальной границы с Российской империей арабские племена Балха (северный Афганистана) кочевали с 9 до начала 19 веков вверх и вниз по течению Аму-Дарьи. Они почти не контактировали с местным населением и поэтому хорошо сохраняли родной язык. В 16 веке узбекский правитель хан Джанибек разрешил арабам Северного Афганистана (Балх и Шибирган) селиться на землях долины Зеравшана — территория от Самарканда до современного Кермине.
Последняя волна арабских переселенцев попала в Среднюю Азию через Афганистан и Иран. Они заселили сухие субтропические оазисы Узбекистана и Таджикистана, которые напоминали им аравийский климат. В городах они старались селиться вместе, в отдельных кварталах, а в сельской местности создавать свои кишлаки, не смешиваясь с местными народами.
Если до революции арабский язык имел в Средней Азии большое значение - был языком науки и религии, что хоть как-то позволяло местным арабам как-то использовать и развивать, то с приходом советской власти все изменилось. А также из-за создания колхозов с крупными поселками и переездов в города, арабы повсюду оказались в смешанными с другими местными народами.
Сегодня в среднеазиатские арабы подразделяются на 2 субэтнические группы: шайбони и санони. Большинство потомков арабов уже не знают родного языка, и в основном говорят на узбекском или таджикском. Но есть еще некоторые люди, которые говорят на языке, который ученые называют среднеазиатским арабским. Он является диалектом арабского языка, который имеет много заимствований из местных языков.
До сих пор небольшая часть населения в среднеазиатских республиках сохраняет арабское самосознание. Но, к сожалению, с каждой переписью количество таких людей уменьшается. Это объясняется постепенной ассимиляцией более многочисленными титульными народами. После распада СССР в арабской среде оживился интерес к поддержанию национальной самобытности, особенно ярко это проявилось у арабов Таджикистана, численность которых выросла в несколько раз.
Однако уже в 2000-х годах этническое самосознание вновь начало угасать. Общая численность укоренившихся арабских групп Средней Азии составляет не более 10 тыс. человек, в том числе в Таджикистане свыше 4 тыс. (перепись 2010 года) и в Узбекистане 2,8 тыс. Человек (перепись 1989 года). А также небольшое количество арабов проживает в Туркменистане в окрестности Турменабада (Чарджоу) и Дянев.
Мухсин Нурулла
Бог создал человека и вселенную, чтобы они служили Ему. Аллах говорит: Он — Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами (Коран, 2:29). Все животные, которых Бог сотворил на благо человека, являются частью этой Вселенной.
Если же женщина, веря в необходимость намаза, не совершает его вследствие нерадивости, то в этом случае следует начать с поощрения, в виде покупки ей подарков. Следует проявлять терпение и упорство, используя тот метод, который оказывает наибольшее воздействие.
Положение и статус женщины в исламе очень высок. Всевышний Аллах со своей всеобъемлющей милостью оберег ее положение как матери и жены и предписал мужчинам быть добрыми по отношению к своим женам...
Слабый иман – страшная болезнь сердца, которая приведет своего обладателя к несчастью в обоих мирах. Признаков ослабления имана множество. Ниже перечислены показатели ослабления имана в сердце и отдаления от Всевышнего
Порнография стала чумой ХХI века. Гигантские объемы производства современной порноиндустрии в сочетании с доступностью ее продукции, анонимностью и широким предложением приводят к тому, что 75 миллионов порнозависимых жителей планеты по всему миру погружают свои жизни в хаос.
Азартная игра (гэмблинг) в словаре определяется как «игра с целью выигрыша денег или иных материальных ценностей, в которой выигрыш полностью или в значительной степени зависит не от искусства играющих, а от случая». Абу Убайд определял азартную игру так: «Это рискованная игра, при которой неизвестно, какая из команд заберет имущество других»
Может ли человек, попавший в Ад обрести свободу? И попадут ли когда-нибудь в Рай грешные верующие, угодившие в Геенну?
Тот факт, что намаз совершается на арабском языке, мусульмане должны принимать как волю Всевышнего, не нуждающуюся в оспаривании. Но не знание арабского языка не...