Фото: ayman-zaid / elements.envato.com
Почему ученые до сих пор не могут определить точную дату рождения пророка Мухаммада ﷺ?
Отсутствие точных сведений о дате рождения пророка Мухаммада ﷺ подтверждается тем, что даже его родственники и сподвижники не знали этой информации. Эта неопределенность с датами стала особенно очевидной в 637 г., когда халиф Умар (р.а.), столкнувшись с проблемой отсутствия датировки в письмах (например, от наместника Басры Абу Мусы аль-Ашари), решил создать мусульманский календарь.
В ходе обсуждений со сподвижниками Пророка ﷺ и учеными, включая плененного сасанидского наместника Хурмузана, были рассмотрены различные варианты начала летоисчисления. Предложения использовать византийскую (эра Селевкидов) или сасанидскую (от воцарения Йездигерда III) системы были отклонены, так как Умар (р.а.) стремился создать уникальный мусульманский календарь.
Среди возможных точек отсчета рассматривались:
• День смерти пророка Мухаммада ﷺ (632 г.), отвергнутый как неподходящий для праздничного начала эры.
• Первое откровение в пещере Хира во время Лайлат аль-Кадр (около 610 г., 17 Рамадана), точная дата которого была неизвестна.
• Рождение пророка Мухаммада ﷺ, которое, однако, не могло быть использовано из-за отсутствия точных данных.
В итоге Умар (р.а.) выбрал хиджру (которая произошла в 8-й день месяца Раби аль-авваль (20 сентября 622 г.), а началом календаря была определена дата 1-й день месяца Мухаррам (16 июля 622 г.)), как наиболее достоверную и свободную от сомнений дату, по словам аль-Бируни (973–1048).
Разногласия среди ранних мусульманских историков относительно даты рождения Мухаммада ﷺ подчеркиваются в трудах таких ученых, как Абу Райхан аль-Бируни. В его книге «Аль-Асар аль-бакийа» («Памятники минувших поколений») отмечается, что о времени рождения и начала пророческой миссии пророка Мухаммада ﷺ «существует такое разногласие, которое не позволяет положить [эти события] в основу того, в чем не должно быть разноречий». Единственным общим ориентиром было то, что Мухаммад ﷺ родился во время правления сасанидского шахиншаха Хосрова I Ануширвана (531–579).
Разные источники указывают на:
• 2, 8, 9, 12 или 17 Раби аль-авваль
• 40-й, 42-й или 43-й год правления Хосрова, что соответствует примерно 570–573 гг. н.э.
Фото: borsattomarcos / elements.envato.com
Если перевести на современный григорианский календарь, Ибн Касир (1301–1373) предполагал, что Мухаммад ﷺ родился в апреле 571 г., а Ибн ал-Асир (1160–1233) указывал на 571/572 г. Однако эти даты часто являются результатом обратных расчетов от предполагаемой даты смерти Пророка (632 г.) и не подкреплены независимыми свидетельствами. Например, Аль-Хорезми утверждал, что Мухаммад ﷺ прожил 62 года, 9 месяцев и 9 дней, тогда как Муавийа ибн Абу Суфьйан (р.а.) (первый халиф из династии Омейядов) считал, что Пророку ﷺ было 63 года, а Ибн аль-Аббас (р.а.) – 63 или 65 лет. Анас ибн Малик (р.а.) утверждал, что Мухаммад ﷺ умер в возрасте 60 лет. (См. хадисы о возрасте Пророка ﷺ).
Одним из ключевых событий, традиционно ассоциируемых с рождением пророка Мухаммада ﷺ, является «Год слона» (около 570 г.), когда химйаритский правитель Абраха аль-Ашрам предпринял поход на Мекку с использованием боевых слонов. Это событие, описанное в Коране (сура «Аль-Филь», 105:1–4), стало настолько значимым для мекканцев, что они начали вести от него летоисчисление. Мусульманская традиция часто связывает рождение Мухаммада ﷺ с этим годом, однако точная датировка похода остается спорной. Некоторые источники, включая Ат-Табари, указывают на 563 г. как возможную дату, а другие предполагают, что поход мог быть предпринят сыном Абрахи, Йаксумом, до 570 г. Эти расхождения подрывают надежность привязки рождения Мухаммада ﷺ к «Году слона».
Поход Абрахи имел историческую основу, связанную с борьбой за торговые пути между Византией и Сасанидским Ираном. Абраха, правивший Химйаром (535–до 570), стремился подчинить арабские племена, включая Кураиш, и, возможно, отомстить за осквернение христианской церкви в Сане. Согласно преданию, его войско, возглавляемое слоном по кличке Махмуд, было остановлено божественным вмешательством — птицами абабиль, сбросившими глиняные кирпичи. Неопределенность в датировке усложняют использование «Года слона» как точного хронологического ориентира.
Продолжение следует...
Дамир Гайнутдинов