Раритеты из коллекции Шигабутдина хазрата

В 1915 году во время подготовки к вековому юбилею выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа Шигабутдина Марджани (1818-1889) в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения богослова, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию  богослова.

Islam-today продолжает публикацию глав из этого очерка

Марджани весьма уважительно относился к науке и ученым и стремился  упрочить их авторитет в обществе. Он выражал недовольство тем, как большинство ученых потакают прихотям  толпы, унижаются перед состоятельными людьми. Его не устраивало отношение к науке и ученым, которое наблюдалось в то время, и своим жизненным укладом, поведением он стремился поддерживать авторитет ученых в обществе. Это касалось и его внешнего вида – он предпочитал одеваться со вкусом и изысканно, иметь добрых коней и хороший выезд. На званые обеды и меджлисы он распоряжался запрягать пару своих лучших выездных скакунов. Возмущался, когда столы, накрытые служителям культа, в чем-то уступали столам для состоятельных людей.

Богослов был очень щепетилен ко всему, что касалось науки и письма. Даже простая записка или клочок бумаги для него имели значение. Листая его книги и перебирая рукописи, невольно обращаешь внимание на то, как бережно он хранил не только письма, но записки, приглашения. Все это он сшивал отдельно и помещал в свой архив или приклеивал записки на страницах книг.

Ученый отличался особой внимательностью и тщательностью. Обучаясь в Бухаре, он брал на заметку каждую значимую, на его взгляд, цитату из прочитанных книг или чье-то высказывание. В его библиотеке имеется множество сборников и дневников, в которые он записывал важные события или сведения, касающиеся биографии отдельных личностей, их родословной, яркие мысли и изречения, необычные факты и свидетельства, сообщения о визите в Казань знаменитостей, сведения о том, какую книгу и кому одолжил или взял почитать, о деловых связях, доходах и расходах, о своих сновидениях. Кроме того встречаются краткие записи с изложением некоторых мыслей и воспоминаний.

Однако особо трепетное отношение ученого вызывало все, что было связано со стариной. Он коллекционировал старинные монеты, древние книги и рукописи, различный скарб и предметы быта, не только собирал, а изучал  и придавал большое значение всему, что несло печать древности, вплоть до каменных надгробий и надписей на них. Помимо прочего он бережно хранил как память о своих предках их личные вещи.

Например, об одном горшочке, доставшемся от деда, он однажды заметил: «Вот за эту посудину кто-нибудь посторонний и гроша ломаного не даст, а я и за десять тысяч рублей его не уступлю». Как трепетно он относился к старинным вещам, видно из его завещания и из записей в дневнике: «Из древностей у меня хранятся следующие раритеты: страница рукописи Священного Корана времен праведного халифа Османа (середина VII века); 16 монет периода правления (VIII-XIII вв.) династии халифов аббасидов, кроме того множество старинных монет; старинный посошок и крошечная чашечка саксонского фарфора, унаследованная от моей бабушки с отцовской стороны, которую звали Загифа бинт Габдулбаки; массивный сосуд, доставшийся мне от моей бабушки Махбубы бинт Туктамыш со стороны матери; кованый сундук, принадлежавший моей маме, и блюдце с пиалой, которые я унаследовал от своего отца. У меня имеются также уникальные книги, которые написаны рукой моего отца Багаутдина ибн Субхана и дедом дамеллой Субханом ибн Габдулкаримом аль-Марджани. Кроме того я являюсь обладателем рукописного сборника, который был составлен старшей сестрой моего отца, а также книг «Таузих ва Талавих» и «Шархель-мукаддиматиль-Джазаирия», которые написаны дедом со стороны матери Габдуннасиром ибн Сейфульмулюком аль-Джабали. Есть также книга «Матнель-фараиз» и некоторые рукописи моего прадеда Муртазы ибн Гали.

Имеется книга «Ахры джамигуль-усул», написанная  Якутом аль-Мустагсами». Имеется книга, написанная в 575/1179 году в период после Газали, которая называется «Мажмугаи асари Газали», а также книга «Иджазатнаме», написанная знаменитым Муртазой эфенди в 1110/1699 году. Есть также книги Ибрагима ибн Хузура аль-Булгари под названием «Муаррихе китаби усуль», сочиненная в 751/1350 году и дополненная  в 766/1365 году шейхом Абу Мухаммадсадиром ибн Галяутдином аль-Булгари, написанная в стиле «Иджазатнаме», и, озаглавленная «Усуле Фахрульислам". Все вышеперечисленное мои дети не имеют права передавать кому-либо постороннему и, согласно моему завещанию, должны хранить  бережно».

С книгой «Марджани» 1915 года издания  можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle