Начавшийся в эти выходные Рамадан соблюдает около четверти населения нашей планеты. В их число также входят восемь миллионов мусульман, проживающих в США. В этом году для многих из них он будет особенно труден из-за длинных летних дней.
Мусульманская община в Соединенных Штатах Америки растет, ислам считается самой быстроразвивающейся религией страны и второй религией по числу последователей в двадцати штатах. Все это побуждает некоторых лидеров мусульман назвать Рамадан «новой американской традицией». Из этого высказывания следует, что мусульмане и их религия – недавние пришельцы этой стране. Однако те, кто говорит о мусульманах в таком ключе, забывают об истории миллионов африканцев, привезенных сюда в качестве рабов, среди которых были сотни тысяч мусульман. Эти страницы истории лишь недавно стали открываться для широкой аудитории.
46 процентов рабов на сельскохозяйственном Юге США, где рабовладение существовало в больших объёмах по сравнению с промышленно развитым Севером, были похищены из западных регионов Африки, в которых проживало значительно число мусульман.
Эти рабы-мусульмане пытались соблюдать предписания своей религии, в том числе обязательные молитвы и пост в месяц Рамадан и ежевечерние трапезы-ифтары, несмотря на строгие правила поведения рабов, согласно которым любая их религиозная активность рассматривалась как неповиновение хозяевам-рабовладельцам и попытка к бунту.
Хотя ислам облегчает выполнение для невольников определенных ритуалов, а Коран допускает несоблюдение поста для тех, кто болен или в пути многие рабы-мусульмане демонстрировали приверженность своим принципам и проявляли подлинную богобоязненность, соблюдая пост в неволе. Кроме соблюдения дневного поста они проводили коллективные молитвы-таравих в своих бараках и ежевечерние трапезы-ифтары, которые собирали их вместе.
Однако все это было нарушением правил поведения рабов, которыми запрещалось собираться в большом количестве вместе по любому случаю.
Например, правила поведения рабов в штате Вирджиния рассматривали собрание рабов в количестве свыше пяти человек как «незаконное и нарушающее порядок», и попытку к бунту. В каждом штате на юге были подобные законы, запрещавшие собрания рабов, которые самым негативным образом отражались на религиозной жизни африканских рабов-мусульман.
Ведь соблюдение обрядов мусульманской религии для них означало нарушение закона. В результате этого они подвергались варварским наказаниям, которые часто приводили к их смерти. В то же время их мужество, решительность и готовность соблюдать предписания религии даже под страхом тяжелого наказания демонстрирует реальный уровень их веры и богобоязненности.
И хотя афроамериканцы составляют заметную часть мусульманского сообщества Соединенных Штатов, большинство из сегодняшних американских мусульман – выходцы из стран Южной Азии и арабских государств. Кроме этого в мусульманской общине США быстро растет доля латиноамериканцев, позволяя говорить об истинном мультикультурализме мусульман этой страны.
Сегодня в США на ифтарах в разных городах и штатах по случаю окончания очередного дня поста месяца Рамадан можно увидеть и арабские, и пакистанские, и латиноамериканские блюда, и халяльные гамбургеры. При всем смешении наций и народностей в США все это позволяет говорить о том, что традиция Рамадана проникает через границы многих национальных культур и преодолевает расовые перегородки.
Конечно же исламская община Америки сталкивается со множеством проблем, такими как внутренний расизм и попытки арабов обосновать свое превосходство что нарушает ее единство. Обидно, что в борьбе за него американские мусульмане забывают пример черных рабов. Если бы они почаще вспоминали, как дорожили своей верой первые американские мусульмане, это лишь бы укрепило их веру.
Месяц Рамадан – это время когда последователи ислама, духовно очищаясь должны вспомнить о первых мусульманах Америки, их борьбу за свободу, в том числе и за духовную и эта память поможет возродить ныне забытую страницу истории мусульман США.
Ильдар Мухамеджанов