
Фото: Ислам-тудей
Аллах Субханаху ва Та‘аля говорит в Благородном Коране:
«И Мы установили для Мусы тридцать ночей [и дней, которые он проводил в поклонении, после чего Мы обещали говорить с ним и даровать ему Таурат] и добавили к ним еще десять. Итого, срок от его Господа составил сорок ночей. И Муса [по истечении этого установленного срока, отправляясь на гору Синай для получения Таурата] сказал своему брату Харуну: «Останься вместо меня с моим народом, исправляй [что нуждается в исправлении] и не следуй путем смутьянов». А когда Муса пришел к назначенному Нами месту [к горе Синай], его Господь говорил с ним [речью не звучащей, не похожей на речь людей]. Он [Муса] попросил: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя» (Аль-А‘раф, 142-143).
Всевышний Аллах приказал Мусе (а.с.) отправиться к горе Тур, поститься тридцать дней и молиться. После тридцати дней поста Муса (а.с.), переживая из-за запаха изо рта, почистил зубы мисваком. Ангелы сказали ему: «Мы вдыхали ароматы тимьяна (мускуса), исходившие из твоего рта. Но ты испортил этот запах мисваком».
Всевышний Аллах приказал Мусе (а.с.) поститься еще десять дней. Ближе к горе Тур Муса (а.с.) сказал брату Харуну (а.с.): «Будь наместником моему народу, призывай их к хорошему и предостерегай от дурного. Не следуй путем смутьянов».
Всевышний Аллах сказал: «Когда Муса вовремя явится к назначенному Нами месту, он попросит у своего Великого Господа: «О Господь! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя».
Как люди Бану Исраиль огорчали пророка Мусу (а.с.)?
«[Аллах] Ответил: «Ты не увидишь Меня, но посмотри на ту гору [Синай, которая гораздо крепче тебя]. Если она устоит на своем месте [не расколовшись, когда Я явлю ей Себя], то только после этого ты увидишь Меня» (Араф, 143).
Всевышний Аллах сказал: «О Муса, только Мой любимец Мухаммад удостоится дидара со Мной глазами дуньи». Муса (а.с.) сказал: «О мой Господь, о если бы Ты одарил Своего жалкого раба дидаром».
Всевышний Аллах сказал: «Посмотри на гору, если гора устоит, то и у тебя хватит сил увидеть». По приказу Всевышнего Аллаха ангелы семи небес спустились к горе Тур в обликах коров, медведей, волков, людей, соколов и львов, и все восхваляли Его. Всевышний Аллах отправил нур таджалли – свет Всевышнего Аллаха, гора не выдержала и сравнялась с землей. Муса (а.с.) упал без сознания. Всевышний Аллах явил Себя горе, и она разбилась вдребезги, а Муса (а.с.) стал неистово рыдать от страха.
Фото: bilanol / elements.envato.com
«И когда Господь [так, как это подобает Его величию] явил Себя горе, Он [разрушил ее и] превратил в пыль, а Муса [увидев это] упал без сознания. Придя в себя, он сказал: «Пречист Ты [от любых недостатков и от того, чтобы быть похожим на созданных]! Я раскаиваюсь перед Тобой [за то, что осмелился обратиться с такой просьбой без Твоего позволения], и я – первый из верующих» (Араф, 143).
Желание Мусы (а.с.) увидеть Всевышнего Аллаха служит доказательством встрече уверовавших со Всевышним Аллахом.
Хашийя Рамадан эфенди в комментариях (шарх) к «‘Акаид ан-Насафи» сказал: «Муса (а.с.) при разговоре со Всевышним Аллахом сказал: «О Господь, я услышал Твое священное слово, хочу увидеть Тебя Самого». В другом предании сообщается, что Муса (а.с.) попросил об этом не для себя, а для своего народа, когда они сказали: «О Муса, мы не уверуем тебе, не увидев Самого Аллаха». Поэтому он попросил о дидаре.
Ученые по тафсиру сказали: «Когда Муса (а.с.) захотел поговорить со Всевышним Аллахом, землю охватила темнота, количество которой – семь фарсахов. Когда Муса (а.с.) приблизился к темноте, Всевышний Аллах прогнал всех земных тварей и шайтанов. Небеса раскрылись. И Муса (а.с.) ясно узрел выстроившихся в ряд ангелов и ‘Арш. После разговора со Всевышним Аллахом, лицо Мусы (а.с.) сияло так ярко, что никто не мог взглянуть на него. С тех пор и до самой смерти Муса (а.с.) ходил, прикрывая лицо».
Абдуллах бин Аббас радыяллаху ‘анху сказал: «Всевышний Аллах не показал Мусе (а.с.) дидар, поскольку если бы он увидел дидар, в то время как другие люди – нет, то неверные в Судный день, подвергшись наказанию, сказали бы: «О наш Господь! Ты раскрыл дидар Своим друзьям в том мире, поэтому они уверовали и вошли в Рай. Ты не показал нам, а ведь мы могли уверовать и также попасть в райскую обитель».
«Кысасуль-анбия. История пророков»