Богатое духовное наследие оставил после себя выдающийся учёный-просветитель Каюм Насыри (1825-1902). Образование он получил в медресе "Касимия", был вольнослушателем Казанского университета. В совершенстве владел арабским, турецким, персидским и русским языками. Сфера научных интересов Каюма хазрата включала в себя лингвистику, фольклор, этнографию, историю, педагогику, книгоиздание и журналистику. Кроме того он издал учебники по земледелию, ботанике, медицине, арифметике, геометрии, географии. Особую ценность представляют литературные произведения духовно-нравственного содержания. Одно из них называется «Сорок везирей», где автор в увлекательной форме, опираясь на сюжеты из произведений восточного фольклора, повествует о перипетиях человеческих взаимоотношений, морали и этике. Красной нитью в этих притчах прослеживается мысль о бренности бытия, высшей цели человека на земле – поклонения Аллаху Та’аля, вере в Судный День, следовании Сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Следует заметить, это собрание рассказов «Каюма-бабая» как и его знаменитые календари были чрезвычайно популярны среди народа в старину и не утратили своей значимости в наши дни. Islam-today начинает публикацию рассказов из книги Каюма Насыри «Сорок везирей».
***
В давние-предавние времена в Каире жил один падишах. У него было два сына. Своего младшего сына он отдал портному, чтобы тот обучил его мастерству. При этом падишах сказал: «Каждый человек должен обладать каким-либо мастерством, ибо это мастерство дороже ста тысяч монет». Прошли годы и юноша стал известным портным и не было равных ему во всем городе.
После смерти падишаха его место занял старший сын. А младший, убоявшись за свою безопасность, поехал в Мекку совершить хадж. И во время ритуального обхода Каабы нашел тяжелую поясную повязку, взял ее и повязал на себя. Продолжая совершать ритуал обхода, он вдруг увидел торговца, который держал в руках два камня. Этот человек, стуча этими камнями себе по груди, не уставал повторять: «Всю жизнь копил себе деньги и вмиг все потерял вместе с поясом. Если слышат меня благочестивые люди, пусть помогут в беде, ради этой святыни Каабы пусть вернут мне мое добро. Половину своего состояния, гарантирую вручить нашедшему». Сын падишаха, подойдя к несчастному, сказал: «О, хозяин, твой пояс найден мной, я готов его вернуть, что мне будет за это?»
Владелец пояса пригласил юношу к себе в шатер. Развязав пояс, тот развернул находку и разложил на столе драгоценности перед его владельцем. Это были жемчуга и иные ценности. Владелец находки заявил благородному юноше: «Половина всего этого состояния я дарую тебе». И своей рукой поделил добро. Затем сказал - "половину из этой половины я своей волей вручаю тебе". А сам вновь поделил оставшуюся часть на равные доли и вновь произнес свои прежние слова. И в конце концов на долю юноши не осталось ничего. Потом хозяин, чтобы задобрить молодого человека, промолвил: «Доволен ли ты этим или сейчас направимся к святому источнику, и я прочитаю ду’а в твою честь, устроит тебя хоть это?» Благородный юноша в ответ сказал: «Богатство и драгоценности – преходящи, нет надобности в них, ду’а мне дороже». Хозяин был несказанно рад этому и тут же увлек гостя к источнику. Там он читал молитвы, а юноша в знак одобрения повторял «Аминь!» Хозяин, наконец, окончил молитву и произнес: «О, добрый молодец, я много молился в твою честь, можешь ступать своей дорогой!»
По дороге юноша задумался о том, что если возвратится в родной город, то может пасть от руки своего брата и решил вместе с этим своим знакомым ехать в Багдад. Об этом он заявил, придя в дом того человека. Тот согласился, и они отправились в Багдад. По дороге юноша исправно служил новому хозяину. Прибыв в Багдад, они остановились в доме у хозяина. Минуло три дня, и юноша объявил: «Я не могу без дела, впрочем, я хороший портной, отведите меня в швейную мастерскую, я хочу трудиться и зарабатывать на жизнь». У этого человека был близкий друг – портной, и он познакомил юношу с ним. Каково же было удивление этого мастера, когда он увидел, что сотворил юноша! Швейники со всего Багдада пришли посмотреть на великолепно сработанную вещь. Благодаря мастерству имя юноши прославилось на всю округу, и его слава затмила собой всех швейных мастеров города.
Однажды владелец того пояса с драгоценностями сильно повздорил со своей супругой. И в гневе даже объявил своей половине три талака. Однако поохладев, решил пойти на попятную и вернуть жену. Супруга тоже была согласна, однако улемы, с которыми они держали совет, заявили, что это невозможно, необходимо, чтобы эта женщина вышла замуж за другого человека. И вот тогда хозяин вспомнил о своем юном друге и уговорил юношу на никах со своей бывшей супругой. Однако новобрачные настолько пришлись по душе друг к другу, что не представляли свою будущую жизнь без своей пары. Описать этого не в силах даже перо повествующего эту притчу.
Каково же было удивление мужа, когда он, явившись утром за юношей, чтобы вместе идти к кади, встретил с его стороны категорический отказ. Юноша так и заявил: «Ради Аллаха, заклинаю, у нас не принято разводиться с женой, так как это является большим грехом. Эти мои слова - повеление Всевышнего, наставление Пророка Мухаммада (мир ему и благословление Аллаха)!» Все слова и заклинания хозяина остались без ответа. Присутствующие тоже в один голос заявили, что правда на стороне молодого человека. С горя хозяин захворал и слег. На смертном одре он в последний час призвал к себе молодого человека и напомнил ему о том, что когда долго читал ду’а у святого ключа в его честь, и сколько бы он не старался произнести слова благодарности, вместо этого у него с языка срывалось: «О Боже, все мое состояние, все имущество и моя супруга пусть достанутся этому благородному юноше!» "Эх, если бы я в тот памятный день не взял бы у тебя того пояса, ведь самое дорогое у меня была моя супруга. Но волею Всевышнего она не принадлежит мне. Теперь я умираю и завещаю все свое имущество тебе, все присутствующие пусть будут свидетелями моих слов".
Через три дня его не стало, и все его состояние отошло к этому благородному юноше.