Первые четыре халифа (праведные халифы) были близкими сподвижниками Пророка (мир ему) благочестивыми, искренними людьми, которые не отличались достатком от своих соседей и сохранили прежний образ жизни, несмотря на массовый приток богатств с завоеванных территорий.
Однако с переносом столицы в Дамаск, все стало меняться. С первых дней существования исламского государства людьми двигало желание распространять Слово Божье. Хотя мусульмане и применяли силу, встречая сопротивление, они не принуждали других людей принимать ислам. Напротив, мусульмане позволяли христианам и иудеям исповедовать свою собственную веру, и многочисленные обращения в ислам были результатом воздействия на веру, через объяснение истины и знакомство со Священным Кораном.
С приходом к власти династии Омейядов, светские проблемы и проблемы, связанные с управлением огромных территорий халифата, к тому времени стали доминировать в ущерб религиозным интересам. Это стало беспокоить многих набожных подданных государства. Хотя это не значит, что религиозные ценности игнорировались, напротив, они росли и развивались на протяжении веков. Но они не всегда были в первых рядах, потому что с началом правления Муавии (года правления 661-680) роль халифа как «защитника веры» все чаще требовала от него уделять внимание чисто светским проблемам государства.
Муавия был опытным правителем, и даже его критики признают, что он в высшей степени обладал ценным качеством, которое можно определить как “умелая сдержанность” и которое он сам однажды описал в следующих словах:
“Я не применяю мой меч там, где хватает моих ресниц, и моих ресниц там, где достаточно моего языка. И даже если есть всего лишь один волос, связывающий меня с моими собратьями, я не позволю ему разорваться”.
Тем не менее, Муавия так и не смог примириться оппозицией и разрешить конфликт с шиитами. Эти проблемы, пока Муавия был жив, были под его контролем, но после его смерти в 680 году сторонники халифа Али возобновили сложную, но упорную борьбу, которая преследовала династию Омейядов в течение большей части следующих семидесяти лет и со временем распространилась в Северную Африку и Испанию.
Однако Омейядам удалось достичь некоторой стабильности, особенно после того, как в 685 году к власти пришел Абдул-Малик ибн Марван (года правления 685-705). Его предшественники, как и сам Абдул-Малик, были вынуждены посвящать значительную часть своего правления для решения политических проблем. В его правление было сделано очень много полезных реформ и решений. Он руководил строительством и очисткой каналов, которые орошали долину Тигра и Евфрата, ключ к процветанию Месопотамии со времен шумеров; стал чеканить стандартную монету, которая заменила византийские и сасанидские монеты, которые в то время использовались в денежном в обращении.
Реформы Абдул-Малика связанные с органами управления государством также были важны: он создал модель, которая позже нашла свое применение у Аббасидов и государств-преемников. Были созданы специальные учреждения, которые вели учет получаемого жалования или занимались сбором налогов. Абдул-Малик создал систему почтовых маршрутов, чтобы ускорить его связь по всей обширной территории государства. Самое главное, вместо греческого и пехлеви, он сделал арабский язык - языком управления.
При Абдул-Малике Омейяды еще более расширили влияние ислама. На востоке они распространили свое влияние на Трансоксиану (Мавераннахр) и достигли границ Китая. На западе они завоевали Северную Африку. Эти территориальные приобретения привели арабов к контакту с ранее неизвестными этническими группами, которые активно принимали ислам и впоследствии оказали важное влияние на ход исламской истории.
Например, берберы Северной Африки, которые сопротивлялись арабскому правлению, но охотно принимали ислам, позже присоединились к Мусе бин Нусайру и Тарику бин Зияду. Они приняли важное участие в распространении ислама в Испании. Позднее берберы начали реформаторские движения в Северной Африке, которые сильно повлияли на исламскую цивилизацию. На Востоке арабы встретились с тюрками, которые, как и берберы, активно принимали ислам и со временем стали его убежденными защитниками. Омейяды также достигли древней цивилизации Индии, литература и наука которой значительно обогатили исламскую культуру.
Тем временем арабы пересекли Гибралтар и оказались в Испании, где они победили вестготов и к 713 году достигли города Нарбонна во Франции. Однако в 732 году Карл Мартелл в битве при Пуатье смог остановить дальнейшее продвижение Омейядов на север.
Одним из омейядких халифов, которого необходимо отметить отдельно, был Умар ибн Абдул-Азиз, человек, который сильно отличался от своих предшественников. Несмотря на то, что он был членом династии Омейядов, Умар родился и вырос в Медине, где его ранние контакты с набожными людьми вызывали у него озабоченность как духовными, так и политическими ценностями. Критика, которую религиозные деятели в Медине и в других местах высказывали в отношении политики Омейядов, в частности в преследовании мирских целей, не была проигнорирована Умаром, который, изменил политику своих предшественников, в том числе отменил взимание налога с новообращенных.
Этот шаг значительно уменьшил доходы государства, но, поскольку в практике второго праведного халифа Умара ибн Хаттаба был явный прецедент, он был полон решимости привести государственную политику в соответствие с практикой Пророка (мир ему). Даже враги Омейядов открыто выражали свое уважение этому благочестивому человеку.
Последним великим халифом из Омейядов был Хишам (года правления 724-743), четвертый сын Абдул-Малика, преуспевший в управлении халифатом. Во время его долгого правления государство достигло своего расцвета. Но ни он, ни его предшественники не смогли остановить движение против династии: в 747 году в Хорасане был развернут черный флаг восстания, который положил конец правлению Омейядов.
Хотя Омейяды предпочитали прежде всего развивать свой главный регион - Сирию, их правление имело немало достижений. Некоторые из самых красивых зданий в мусульманском мире были построены по их инициативе: такие здания, как мечеть Омейядов в Дамаске, Купол Скалы в Иерусалиме и прекрасные загородные дворцы в пустынях Сирии, Иордании и Ирака. Они также создали систему управления, способную справляться со сложными проблемами обширной и разнообразной империи, и сделали арабский язык языком государственного управления.
Мухсин Нурулла