Правда ли, что порядок сур в Коране был определен самим Пророком (ﷺ) перед смертью?
Во время своего последнего паломничества, в проповеди, которую он произнес перед большим скоплением мусульман, Пророк (ﷺ) сказал: «Я оставил с вами нечто, с чем вы, если будете твердо на него полагаться, никогда не впадете в ошибку – ясное указание, книгу Бога и сунну Его Пророка. Этот совет Пророка (ﷺ) мусульманам подразумевает, что откровение уже было доступно в виде книги (в письменной форме) перед его смертью, иначе он должен был бы упомянуть о нем в каких-то других выражениях.
Из других сообщений мы также можем заключить, что Пророк (ﷺ) сам заботился о приведении откровения в порядок, когда оно записывалось. Зейд сообщает: «Обычно мы составляли Коран из маленьких кусочков в присутствии самого Посланника».
Усман сказал, что в последние дни своей жизни Пророк (ﷺ) «во время получения откровения звал кого-нибудь из тех, кто обычно делал записи для него, и говорил: «Расположите эти аяты в той суре, в которой упоминается это и это», и когда (всего лишь) один аят был открыт ему, он сказал: «Расположите этот аят в суре, в которой упоминается это и это».
Это указывает не только на то, что откровение было записано во время его жизни, но и на то, что Пророк (ﷺ) сам руководил процессом упорядочивания материала. Согласно некоторым другим сообщениям, также ясно, что этот правильный порядок аятов был хорошо известен сподвижникам Пророка (ﷺ), и они были не способны вмешиваться в него.
Повествует Ибн Аз-Зубейр: «Я сказал Усману, что этот стих в суре аль-Бакара «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней. Когда же они дождутся истечения положенного срока, то на вас не будет греха, если они распорядятся собой разумным способом. Аллах ведает о том, что вы совершаете» был заменен другим стихом. Тогда почему ты записываешь его в Коране»?
Усман ответил: «О, сын моего брата, оставь это [там, где он находится], поскольку я не буду ничего перемещать в нем (т.е. в Коране) из его первоначального местоположения». Подобным образом довольно многочисленное количество сообщений упоминает различные суры по их названиям или началу. Может быть достаточно двух примеров, дабы подтвердить данную точку зрения.
Рассказывает Абу Хурайра (р.а.): «Пророк часто читал вслух следующее в (утренней) молитве фаджр по пятницам:(فيه ريب لا الكتاب تنزيل الم ( Алиф Лям Мим Танзилуль китаби ля райба фих (Саджда, 32) и (الإنسان على أتى هل (Халь- ата ‘аля-л-инсани (ад-Дахр, 76).
Абу-Хурайра сказал: «Посланник Аллаха в обоих рака‘атах молитвы, которую совершал перед рассветом, читал вслух: «Скажи о неуверовавших» (99) и «Скажи, Он – Бог, Единый Бог (112)». Данный порядок сур в Коране, конечно, был хорошо известен мусульманам благодаря ежедневным декламациям Корана в молитвах в мечети Пророка (ﷺ) и других местах.
В конечном счете, в Сахих аль-Бухари есть три хадиса, сообщающие нам о том, что ангел Джабраил (Гавриил) обычно читал Коран вместе с Пророком (ﷺ) один раз в год, а в год его смерти он прочитал его с ним дважды. Пророк (ﷺ) привык оставаться в и‘тикафе (уединение в последние десять дней рамадана) на десять дней каждый год, а в год своей смерти он остался в и‘тикафе на двадцать дней.
Следовательно, мы можем выделить следующие меры, которые обеспечили собрание откровения в письменной форме в течение жизни Пророка:
- запись откровения производилась с самого начала Пророческого призыва;
- в Медине при Пророке (ﷺ) находились несколько людей, которые записывали откровение, как только оно ниспосылалось;
- Пророк (ﷺ) сам давал инструкции своим писцам относительно того, где должны были находиться различные ниспосланные аяты, и таким образом установил их расположение;
- это расположение было хорошо известно мусульманам и строго соблюдалось ими;
- ангел Джабраил (Гавриил) ежегодно прочитывал Коран вместе с Мухаммадом (ﷺ) в месяц Рамадан, а в год своей смерти – два раза;
- существуют многочисленные сообщения о существовании записанного Корана – в форме книги или отдельных записей (китаб), сделанных в течение жизни Пророка (ﷺ).
Islam-Today
Читайте также:
-
Доброе слово - это тоже милостыня
Наша способность произносить слова стоит во главе тех особенностей, которые отличают нас от других живых существ и по-настоящему делают нас людьми. В связи с этим благом, значение которого мы часто даже не понимаем, наш Господь говорит, что доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует обидный попрек (Бакара, 2:263).
Речь – это такое благо, с помощью которого завоевывались многие души, и тогда враги становились друзьями.
-
Кто попадет в Рай?
Ваши стремления различны. Тому, кто отдавал должное (или раздавал милостыню) и был богобоязнен, кто признавал наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к легчайшему (к праведным деяниям). А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается, кто счел ложью наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к тягчайшему (к злу и наказанию).
-
5 достоинств «Ас-саляму алейкум»
Мусульмане приветствуют друг друга особым приветствием, которое является своего рода молитвой – пожеланием добра и мира – «Ас-саляму алейкум». Такое приветствие призвано распространять благие отношения и дружбу между людьми. Такое приветствие обладает множеством достоинств, как для произносящего его, так и для принимающего
-
Можно ли давать салям лицам противоположного пола?
В риваятах можно найти примеры того, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) давал салям даже...
-
Где обитают джинны и понимают ли они язык, на котором говорят люди?
Джинны, так же как и люди являются обладателями разума и воли, они осознанно совершают свои поступки, заводят семьи, рожают потомство, подвержены определенным эмоциям и чувствам. Всевышний Аллах сказал в аяте Священного Корана:
-
6 дуа, которые отучат вас бояться
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему) сказано: «Тот, кто прочитал аят...
-
Шесть шагов к любви Аллаха
Любовь Всевышнего – лучшее, к чему может стремиться верующий. В хадисе передается, что сказал Всевышний Аллах сказал: «..когда же Я полюблю его (верующего), то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, И ничто из совершаемого Мною не заставляет Меня колебаться в такой мере, как (необходимость забирать) душу верующего, не желающего смерти, ибо Я не желаю причинения ему зла». (Бухари) Но как достичь такой близости с Всевышним Аллахом, как стать одним из таких счастливцев? В Коране Творец указал на то, что может помочь в этом.
-
Почему мусульмане слабые? Часть 1
Ислам установил законы, которые обеспечивают милость и справедливость всем. Для того, чтобы она работала, требуется жесткая дисциплина. Ибо система состоит из определенных закономерностей, тесно связанных друг с другом...