Постепенно в первой половине XIV в. в Золотой Орде складывается иерархическая структура мусульманского духовенства во главе с потомками Пророка ﷺ – сеидами (сейидами), отражая статус ислама как государственной религии.
Привилегированное положение сеидов нашло отражение в источниках, например, в сочинении «Шаджат ал-атрак» («Родословие тюрков», середина XV в.), где после описания принятия ислама Узбеком сообщается: «Признак того иля, который с Узбек-ханом пришел с севера (арка) вместе со святым Сейид-Ата, тот, что мюриды Сейид-Ата, а у тех людей, которые не являются мюридами Сейид-Ата... (выясняется), что они пришли раньше или присоединились позже» 1.
Итак, люди (очевидно, духовного звания) из «иля Узбека» (т.е. из Улуса Джучи) считались мюридами конкретного сеида, причислявшего себя к потомкам святого Ахмада ал-Йасави.
Золотоордынские сеиды (сейиды) были одним из основных элементов мусульманского духовенства страны, имевшего сложную внутреннюю структуру. Об этом мы можем судить по целому ряду источников. Например, в ярлыке хана Узбека митрополиту Петру содержится обращение к «книжникам, уставодержательникам и учителям людским» 2, а Ибн Баттута писал, что султан Джанибек «собрал шейхов, кадиев, правоведов, шерифов, факиров и устроил (им) большой пир» 3.
Город Сарай – некогда один из красивейших городов мира
В ярлыках Токтамыша (1391–1392 гг.) и Тимур-Кутлуга (1397–1398 гг.) среди должностных лиц также упомянуты «кази-муфтии» и «шейх-машейхи» (шейхи над шейхами), а также «шейхи-суфии» 4. Указанные духовные лица, несомненно, находились между собой в иерархической соподчиненности и составляли основу уламы Улуса Джучи.
Особая роль в этой иерархии духовенства отводилась судьям-чиновникам (кади), выбираемым общиной или назначаемым правителем и отправляющим правосудие на основании шариата. В соответствии с мусульманскими традициями их основной обязанностью было решение не только гражданских дел и разрешение вопросов вероучения, но и наблюдение за вопросами нравственности, надзор за имуществом вакфов и т.д.
Очень часто кади выполнял функции административного руководителя общины, а иногда служил чиновником для особых поручений, недаром золотоордынские кади часто упоминаются как участники дипломатических контактов, например, с Египтом. В важных случаях, видимо, судебные функции исполнял сам улуг карачи-бек (беклярибек) Тимур-Кутлуг.
Сохранилось следующее описание заседания суда, сделанное Ибн Баттутой: «Одна из привычек этого эмирата, что каждый день кади приходит в его приемную и садится на отведенное ему сидение, вместе с ним (являются) правоведы и писцы. Напротив его садится один из старших эмиров, при котором восемь (других) старших эмиров и шейхов тюркских, называемых аргуджи; к ним люди приходят судиться. Что относится к делам религиозным, то решает кади, другие же (дела) решают эти эмиры» 5. Он также отметил: «Кади этой столицы (т.е. Сарая. – И. И.) Бедреддин ал-Арадж – один из лучших кадиев».
Он же указал, что каждый мазхаб имел в Сарае своего кади 6. Очевидно, эта система была смешанной, когда религиозные и гражданские дела разрешали на основе разных традиций. Постепенно Сарай становится одним из активных центров изучения фикха, развивающего информационные связи со странами мусульманского Востока. Так, хан Узбек, по данным ряда арабских источников, просил прислать из Египта книги по вопросам фикха 7.
_______________________
1. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II… С. 207.
2. Григорьев В. В. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству. Историко-филологическое исследование. М., 1842. 132 с.
3. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I… С. 291
4. Березин И. Н. Ханские ярлыки II. Тарханные ярлыки Тохтамыша, Тимур-Кутлука и Саадет-Гирея. Казань, 1851. С. 10–15; Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973. С. 126; Исхаков Д. М. Сеиды в позднезолотоордынских татарских государствах. Казань, 1997. С. 72, 73.
5. Тизенгаузен В. Г. Указ. соч. Т. I… С. 311–312.
6. Там же. С. 306.
7. Аль-Холи А. Связи между Нилом и Волгой в XIII–XIV вв. М., 1962. С. 28.
"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина