Фото: sergign / elements.envato.com
Определение точной даты рождения пророка Мухаммада ﷺ остается одной из самых сложных задач в изучении ранней исламской истории. Эта проблема обусловлена рядом факторов, связанных с отсутствием единой системы летоисчисления в доисламской Аравии, ограниченностью письменных источников и особенностями устной традиции, характерной для того времени.
Традиционно считается, что пророк Мухаммад ﷺ родился 12-го числа месяца Раби аль-авваль по мусульманскому календарю. Эта дата стала основой для празднования Мавлида – дня рождения Пророка ﷺ, который отмечается многими мусульманами по всему миру. Однако традиция празднования Мавлида сформировалась лишь к XII веку, спустя несколько столетий после смерти Пророка ﷺ, при династии Фатимидов в Египте, а затем получило широкое распространение при Айюбидах. Выбор 12-го Раби аль-авваль, вероятно, носит символический характер, так как ранние источники не дают единого подтверждения этой даты.
Например, Ибн Хишам (ум. ок. 833 г.), автор одной из первых биографий Пророка ﷺ (сира), не указывает точного дня рождения, ограничиваясь упоминанием «года слона» и общей хронологии. Ибн Саад (ум. 845 г.) в своем труде «Табакат аль-Кубра» упоминает 12-е Раби аль-авваль как возможную дату рождения, но без строгих доказательств. Аль-Вакиди (ум. 822 г.) указывает на 8-е или 9-е Раби аль-авваль, ссылаясь на разные предания. Некоторые более поздние источники, такие как Ат-Табари (ум. 923 г.), допускают другие месяцы, включая Рамадан или Сафар, основываясь на альтернативных нарративах.
«Не уверует кто-либо из вас до тех пор, пока не полюбит меня больше, чем детей, родителей и всех людей»
В эпоху джахилии (доисламского «невежества») жители Аравийского полуострова, включая племя Кураиш, к которому принадлежал пророк Мухаммад ﷺ, не использовали унифицированный календарь. Вместо этого время отсчитывалось по значимым событиям, таким как:
• Год смерти родоначальника Кураиш Кусаййа ибн Килаба.
• «Год слона», связанный с походом химйаритского правителя Абрахи на Мекку (упоминается в суре «Аль-Филь»).
• Период войны Аль-Фиджар.
• Год перестройки Каабы.
Эти события служили ориентирами, но не обеспечивали точности для фиксации личных событий, таких как рождение человека. Таким образом в доисламский период не существовало единого стандарта для записи дат. Например, в Мекке и Медине могли использоваться разные системы отсчета месяцев, что усложняет синхронизацию событий.
Фото: elements.envato.com, автор: SundryPhotography
До указания Пророка ﷺ опираться на лунный календарь, арабы для отчета времени применяли лунно-солнечный календарь с високосными месяцами (наси), что позволяло поддерживать соответствие между месяцами и сезонами, важное для торговли и доисламских религиозных обрядов. Это делает ретроспективное (обратное) вычисление дат крайне сложным. А возраст Пророка ﷺ до перехода на лунный календарь, мог учитываться сподвижниками на основе прежнего лунно-солнечного календаря.
Если говорить об определении даты рождения по григорианскому календарю, то конвертация дат между лунным и григорианским календарями добавляет погрешность, так как лунный год короче солнечного примерно на 11 дней.
После введения мусульманского календаря в 637 г. при халифе Умаре ибн аль-Хаттабе (р.а.), начавшего отчет мусульманской эры с хиджры (переселения мусульман из Мекки в Медину в 622 г.), события до этого момента оставались хронологически неопределенными. Мусульманский календарь, основанный на 12 лунных месяцах (354 дня в году) без корректирующих вставок (ниси), не был связан с доисламскими методами датировки, что делало невозможным точное определение дат более ранних событий.
Продолжение следует...
Дамир Гайнутдинов