Первая мусульманская типография Казани: создание и трудности
Начало: Как Казань стала мировым центром исламского книгопечатания
Как уже отмечалось в нашей предыдущей статье, в 1800 году из Санкт-Петербурга в Казань было передано типографское оборудование для печати книг с арабской графикой.
Новая типография расположилась при Первой казанской гимназии и получила название «Азиатская типография». Она должна была удовлетворять потребности татар-мусульман Казанской и Оренбургской губерний.
Важную роль в создании типографии сыграл отставной поручик Габдулгазиз Бурашев. Еще в 1797 году он обратился на имя императора Павла I с ходатайством о праве открыть мусульманскую типографию в Казани. Все расходы по транспортировке и содержанию типографии Бурашев взял на себя.
Вскоре Оренбургское магометанское духовное собрание попыталось установить контроль над издаваемыми книгами. Таким образом стала складываться система цезуры. Однако текущее положение дел не утраивало муфтия Хусаинова.
В апреле 1802 года Хусаинов обратился непосредственно к императору. Хусаинов отмечал, что, несмотря на действующую систему цензуры, сомнительные тексты уже попали в печать. В качестве примера он привел недавно напечатанный «Субат аль-Аджизин» Аллахиара Суфи, процитировав отрывок, в котором читателям было сказано ждать правоверного мусульманского правителя.
Хусаинов утверждал, что для образованного и лояльного мусульманина ясно, что, когда автор использовал термин «мусульманин», он имел в виду «правоверного» и что российский император, с его преданностью православному христианству, выполнял роль «правоверного» человека.
Однако «коварные» антироссийские мусульмане могут использовать двусмысленные фразы, подобные этой, чтобы ввести верующих в заблуждение и вызвать враждебность по отношению к имперскому правительству.
Чтобы контролировать выпуск мусульманских книг, которые приводили бы мусульман к лояльности к российскому государству, Хусаинов вызвался проверять каждую напечатанную книгу на арабском языке.
В том же году разразился небольшой скандал по поводу печати труда «Фавз ан-Наджат», когда было обнаружено, что текст, отправленный в печать, содержал на три страницы больше, чем текст, который был отправлен Хусаинову для проверки. Абдразаков был уволен с должности цензора, а Бурашев освобожден от должности управляющего типографией.
В конце 1802 – начале 1803 года Бурашев обратился в Министерство внутренних дел с ходатайством о восстановлении его в должности управляющего типографией при условии, что Абдразаков будет уволен, рукописи больше не будут отправляться на утверждение Хусаинову, а за их цензуру будет отвечать учитель гимназии Ибрагим Хальфин. Бурашев не получил ответа на свое ходатайство. Однако к декабрю 1802 г. пост государственной цензуры неофициально перешел к Хальфину.
Назначение вскоре стало официальным, и Хальфин оставался цензором до 1820-х годов. Хусаинов был исключен из процесса цензуры.
Хусаинову не удалось получить контроль над Азиатской типографией, но его петиция 1802 года на имя императора содержала образы, которые он неоднократно использовал во время своего пребывания в должности муфтия.
В частности, муфтий указывал на опасность, исходящую от «мошеннических» манипуляций некоторыми мусульманскими учеными и авторитетами, а также на роль муфтия и Оренбургского магометанского духовного собрания в поощрении мусульман к лояльности империи.
Основной источник:
Исследования Даниэллы Росс.
Читайте также:
-
"Целые мозги" предпочтительней красивых бровей
В современном мире добро и зло перемешались друг с другом подобно знакам инь-ян – стертые грани, конец одного переходит в начало другого. Тем самым мир оправдывает то сравнение, которое Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал земной жизни – он, да благословит его Аллах и приветствует, сравнил ее с помойной ямой.
Понятно, что помойная яма – это не пригодное место для человека, уважающего и заботящегося о своей душе. Однако в силу ограниченности выбора самое полезное, что может сделать такой человек для себя, – это быть избирательным и благоразумным.
-
Мусульманские платки
Мусульманские платки отличаются своими большими размерами, поскольку именно с их помощью женщина-мусульманка должна полностью покрыть голову, а нередко и прикрыть часть лица. Обычно именно этот аксессуар становится самой яркой и привлекающей внимание деталью одежды. Этим обусловлен огромный ассортимент платков, представленных на современном рынке. Достаточно часто они выполняются в разнообразных цветовых решениях, дополнительно обрамляются украшениями из пайеток, монет, страз.
Женщины, носящие такие платки невероятно красивы, ведь с помощью этого элегантного аксессуара можно выгодно подчеркнуть форму лица, цвет глаз, скрыть недостатки.
-
Книги Ислама
Мусульманами признаются все Священные Писания, посланные Аллахом людям посредством своих пророков. Каждому из пророков посылалось по несколько страниц Священных Текстов, которых насчитывалось около 104 Книг. Среди них: Забур (Псалтырь Давида), Инджиль (Евангелие Иисуса), Таурат (Тора Моисея) и Коран. Но люди со временем исказили тексты Священных Книг, за исключением последней - Корана. Поэтому остальные в нынешнем виде не принимаются мусульманами.
-
6 губительных последствий совершения грехов
Порой совершение грехов происходит не только по причине отсутствия богобоязненности, но и по причине непонимания того вреда, который причиняется грехами их «исполнителю». В большинстве случаев мы имеем поверхностное знание о вредных последствиях прегрешений и некие подозрения о возмездии. И, возможно, более точное представление о них стало бы более эффективным средством избегания их совершения. Мы осветим некоторые сферы вредного воздействия грехов…
-
Баракат - благословение в исламе
Ислам предназначен сделать человека чистым, духовно богатым и помочь правоверному мусульманину достичь благосостояния в своей личной жизни. Коран определяет такое благосостояние словом «баракат». В исламской литературе это понятие встречается как барака, бараках, баракат. Данный термин означает пожелания благополучия, богатства от самого Аллаха.
-
Смерть Ибрахима (мир ему)
Когда Ибрагим (аляйхи салям) сидел перед своим домом, к нему явился Азраиль (аляйхи салям) в прекрасном облике и поприветствовал его. Ибрагим ответил на приветствие
-
Дуа, которая вывела девушку из Ада и ввела ее в Рай
- Когда я и еще пять тысяч человек испытывали мучения в могиле, один праведный мусульманин зашел на кладбище и прочел эту молитву. Он посвятил свое чтение душам тех мусульман, которые покоятся на этом кладбище.
-
Прежде чем сказать, подумай о трех вещах...
Даже если нам не придется отвечать за свои слова в этой жизни, нас непременно спросят в следующей. Поэтому мы должны относиться к произнесенному нами так же серьезно, как к тому, что мы едим. О чем должен помнить верующий, общаясь с другими?