Отношение Пророка Мухаммада (ﷺ) к незрячим сахабам. Часть 2

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который был послан для установления прекрасной нравственности, выстраивал отношения с людьми, имевшими те или иные физические недостатки по принципу «главное не тело, а сердце, ум и заслуги». 

Никого из инвалидов он (да благословит его Аллах и приветствует) не называл и не характеризовал как «слепой, глухой или немой». Мать правоверных Айшу (да будет доволен ею Аллах), которая охарактеризовала жену пророка Сафию как «женщина с короткой шеей», пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предупредил словами «Ты сказала такое, что если бы это перемешалось с морем – оно бы загрязнилось». Даже когда он хотел навестить незрячего сподвижника, сказал: «Приведите меня к человеку, который хорошо видит». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивает, что всякая помощь инвалиду оценивается как поклонение. В один прекрасный день посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал состоятельным мусульманам, что кроме таких поклонений как намаз, пост и хадж, существует и милостыня, которая так же служит причиной вознаграждения. Однако Абу Зару, который пожаловался, что не имеет возможности давать милостыню, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщая, что имеется несколько разновидностей милостыни сказал: «Если ты покажешь путь слепому или тому, кто тебя спросил – это милостыня. Твоя помощь слабому – милостыня. Выражение слов того, кто испытывает трудность в речи - милостыня». Помощь людям с ограниченными возможностями пророк (да благословит его Аллах и приветствует) воспринимал как поклонение, и добавлял, что тот, кто умышленно сбивает с пути незрячего будет из числа проклятых. Подобными словами и действиями посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивает, что перед обществом стоит обязанность в отношении инвалидов, и что у этих людей имеется свое место в обществе.

Следующим примером пророк (да благословит его Аллах и приветствует) показывает, каким образом инвалиды проходят испытание терпением и благодарностью: «Всевышний Аллах захотел испытать трех людей из сынов Израиля, один из которых слепой, другой макулезный, третий лысый. Он посылает ангела, чтобы исцелить их. Затем Аллах наделяет их такими животными как верблюд, корова, овца. Эти три человека становятся богатыми. Проходят годы, ангел приходит к каждому из них в образе несчастного человека, и просит у каждого ради Аллаха выделить ему из имущества. Макулезный и лысый заявляют, что имущество досталось по наследству и ничего не дали. В качестве наказания оба возвращаются к прежнему состоянию. Слепой же сказал: “Я был слепым. Аллах даровал меня зрением. Я был беден, Аллах дал мне имущество. Бери все что желаешь! Клянусь Аллахом, я не буду тебе препятствовать”. В ответ на это ангел сказал: “Пусть все имущество остается у тебя! Вы были только испытаны, и Аллах стал доволен тобой. Но на других твоих товарищей Аллах разгневался”». В дополнении к этому примеру посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если мой раб будет терпеть, когда Я его испытаю слепотой любимых им глаз, вместо этих двух (глаз) Я дарую ему рай»; «Болезнь, страдания и печаль, которые постигают мусульманина, Аллах считает искуплением за его грехи».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) хотел чтобы сахабы с ограниченными возможностями тоже продолжали совершать поклонения, назначал их на важные должности, даже разрешал участвовать в военных походах. Таким образом, он (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не позволял инвалидам изолироваться от общества; давал им возможность приносить пользу обществу в достойных им областях. Будучи совершенным человеком, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) всю свою жизнь посвятил тому, чтобы люди обрели достоинство, почет и свободу. На своем примере пророк (да благословит его Аллах и приветствует) показывает, как обычный человек должен относиться к инвалидам. Он не был врачом и не исцелял физические дефекты людей, но он (да благословит его Аллах и приветствует) был лекарем сердец и исцелял сердца людей, в независимости от их физиологических особенностей.

Islam-Today

 

Социальные комментарии Cackle