Османы никогда не оставались равнодушными к судьбам мусульман Африканского континента. Назначенные центральной властью чиновники и военные прикладывали все усилия, чтобы обеспечить развитие подвластных им территорий. Связи с Африкой слабели по мере ослабления центральной власти и полностью прервались после Первой мировой войны. Однако мусульманское население африканских стран позитивно оценивает османское культурное наследие в регионе и продолжает пользоваться им.
На протяжении 19 века Южная Африка оставалась колонией Англии, куда мусульман ссылали из ее азиатских колоний в качестве наказания. Англичане всячески ограничивали религиозную свободу мусульман. Им грозила опасность потери религиозной идентичности. Ситуация усугублялась отсутствием грамотных преподавателей религии. Поэтому в 1860 году они обратились непосредственно к английской королеве Виктории с просьбой содействовать прибытию в колонию религиозных наставников из Османской империи. Османский султан откликнулся на просьбу мусульман и послал для выполнения просветительской миссии в Южную Африку богословов Абубекира-эфенди и Омера Лютфю-эфенди. В конце зимы 1863 года они прибыли в порт Кейптаун.
Интересна биография самого Абубекира-эфенди, который родился на территории современного северного Ирака в 1835 году и получил начальное образование в Сехирзоре. Он продолжил его в Стамбуле, а после его завершения в 1861 году был направлен в город Эрзерум, где преподавал в исламской школе Сарайону, одновременно достигнув больших успехов в изучении исламского права.
В Кейптауне Абубекир-эфенди открыл религиозную школу, в которой обучалось каждые 20 дней по 300 человек. В течение семи месяцев он выучил английский и местный языки, чтобы теснее сблизиться с местными мусульманами. Он посетил Мозамбик и Маврикий в качестве официального представителя Османской империи. Мусульмане Южной Африки направили султану Абдулазизу письмо, в котором выразили благодарность за направление к ним Абубекира-эфенди. В ответ султан послал деньги для строительства мечети в городе Порт-Элизабет.
Абубекир-эфенди успел написать книгу по исламскому законодательству на местном языке и скончался в 1880 году в возрасте 45 лет.
Он также стал родоначальником моды на турецкие фески, которые очень понравились местным мусульманам.
Эта любовь к фескам даже привела к интересному казусу во времена Первой мировой войны: солдаты из британских доминионов Австралии и Новой Зеландии, которые направлялись на фронт в Дарданеллы, прибыв на пароходах в Кейптаун и увидев множество людей в турецких фесках, подумали было, что город захвачен турками.
Абубекир-эфенди женился на племяннице английского капитана Джеймса Кука, которая приняла ислам и имя Тахира. У них было пятеро детей. Тахира многие годы возглавляла школу для девочек.
Его старший сын Ахмад Атауллах-эфенди закончил университет Аль-Азхар в Каире. Затем султан Абдулхамид II назначил его послом Османской империи в Сингапуре, учитывая его знания английского и африканских языков. Он был убит при участии англичан, который опасались роста происламских настроений на Дальнем Востоке. Остальные четверо сыновей Абубекира-эфенди жили в Южной Африке и их род достаточно известен в Кейптауне до сих пор.
Даже после объявления государственного банкротства империи в 1875 году правительство продолжало снабжать литературой мусульман Южной Африки и перечислять деньги для строительства там новых мечетей. Например, первая мечеть в Йоханнесбурге была построена на средства султана Абдулхамида II. Османское правительство также выдавало паспорта местным мусульманам, что позволяло им выезжать в другие страны.
Со своей стороны южноафриканские мусульмане считали себя подданными султана. Они собрали большую сумму денег на строительство железной дороги в Хиджазе. В ответ османское правительство отчеканило специальную медаль, чтобы выразить свою особую благодарность этим людям.
Османы посылали своих послов, торговцев и богословов в разные африканские страны. Например, отношения с султанатом Сонгкали (современное Мали) поддерживались со второй половины 16 века. Многие африканские султанаты, например, Дарфур, признавали свою вассальную зависимость от Османской империи.
Османы посылали своих послов даже на архипелаги вокруг Южной Африки. Так, мусульмане Маврикия, также являвшегося английской колонией, считали себя подданными султана Османской империи. Мусульмане Мозамбика собрали большую сумму денег на строительство Хиджазской железной дороги, не смотря на противодействие португальской колониальной администрации, управлявшей страной.
Отношения с африканскими мусульманами османы поддерживали вплоть до падения империи.
В настоящее время власти Турции рассматривают возможность расширения своего присутствия в Африке, учитывая положительный опыт прошлого.
Ильдар Мухамеджанов