В 1344 году арабскому путешественнику Ибн Батуте (1304-1377) удалось попасть в ставку хана Золотой Орды Узбека (Султана Мухаммада), который правил Ордой с 1313 по 1342 год. За этот период государство достигло своего наивысшего могущества и расцвета. Именно в период правления Узбек хана Ислам стал государственной религией, были установлены дипломатические отношения с Египтом, Индией, Византией и Западной Европой.
Ибн Батута назвал свою книгу «Тухватен-назар фи гараибель-амсар ва гаджаибель-асфар» («Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий»). Ту часть ее, которая посвящена описанию Золотой Орды, в 1913 году была переведена на татарский язык Ризаэтдином Фахрутдином и издана отдельной книгой.
Islam-today предлагает вниманию читателей главы из книги Ибн Батуты.
Город Хаджитархан
«Тарханами» в этих краях величают людей, которые освобождены от всевозможных повинностей. Согласно преданию в давние времена в этих местах осел один весьма состоятельный тюрок из хаджиев и здешний хан даровал ему титул «тархана». Впоследствии это место превратилось в большое поселение, которое затем превратилось в город. Хаджитархан – самый прекрасный город. Он стоит на берегу Итили. Здесь расположен весьма обширный базар. Река Итиль крупнейшая река из всех имеющихся в мире. До наступления холодов хан проживает в этом городе, а когда Итиль и его притоки застывают подо льдом, на переправах поверх оного настилают солому.
Кстати, солома здесь также не ценится, как и в Индии. И поверх этой соломы они переправляются по льду Итили и ее притокам. Наредки случаи, когда в конце зимы из-за таяния снега люди погибают, проваливаясь под лед. Во время поездки в Хаджитархан одна из жен хана по имени Билюн, которая была дочерью короля Византии, отпросилась навестить своего отца и побывать в отчем доме. Я постарался не упустить возможность увидеть Константинополь и попросил жену хана взять меня в ее свиту.
Однако она не посчитала это возможным, сославшись на непредвиденные опасности, которые могли возникнуть в пути и только после того, как я повторно и настоятельно обратился к ней, что буду безотлучно находиться рядом с ней, она согласилась и даровала мне полторы тысячи динаров, а также одежду и верховых лошадей. И другие жены хана жертвовали мне серебряные монеты. Здесь эти монеты называют «сум»ами. А вот дочь хана даровала мне наибольшую сумму в таких серебряных монетах. Именно в связи с этими обстоятельствами у меня в наличии было множество коней, одежды и денег.
Путешествие в Константинополь
Десятого дня того же месяца началось наше путешествие в свите супруги хана Билюн в город Константинополь. Сам хан, его жены и наследник вышли нас провожать. После того как мы вместе проследовали некоторое расстояние, хан, его старшая супруга Малика и наследник престола повернули назад. Через некоторое время оставшаяся свита простилась с нами и уехала восвояси. И только эмир по имени «Бидр» в сопровождении своих пяти тысяч вооруженных всадников остался охранять путников. Собственная стража супруги хана насчитывала пятьсот конных казаков, причем двести из них были византийцами, а остальные тюрками.
В свите было двести служанок, которые находились в четырехста повозках. В караване было две тысячи верховых и триста коров, двести верблюдов. Кроме того в свите было двадцать молодых слуг из византийцев и индусов. Старшего над византийцами звали «Михаилом», а начальника всех этих слуг величали «Синбил Хинди», последний был богатырского телосложения, за что он был удостоен титула «Лэйлэй». В связи с тем, что супруга хана направлялась лишь побывать на своей родине, большую часть своих слуг и имущества она оставила в ставке хана.
По дороге нам попался город «Укек» (Р.Фахрутдин делает пометку: «нам не удалось установить о каком городе здесь идет речь») Дома в этом городе добротные, средних размеров. Там было очень холодно. Путь между этим населенным пунктом и городом Сарай занимает десять дней. На расстоянии одного дня пути от этого города находятся возвышенности, где обитают довольно невзрачные люди. Они занимаются добычей серебра из горных пород, которое широко используется при чеканке упомянутых «сумов»-денег на территории Дешт-и-Кипчак. После того как мы миновали город «Укек» и пробыли в пути десять дней мы добрались до города «Сирдак» (Р.Фахрутдин делает приписку: «возможно речь идет о «Судаке».
Этот город в древности назывался «Кыччак», а в настоящее время является небольшим поселением Феодосийского уезда») Этот город расположен на берегу Черного моря, а потому здесь имеется огромная и очень удобная пристань. Город утопает в зелени садов. Население города тюрки и византийцы. Они большей частью ремесленники и их жилища построены из древесины. В давние времена город занимал большую территорию, однако в результате войны между тюрками и византийцами он сильно пострадал.
В пути нашей миссии местные эмиры оказывали всяческие почести: предоставляли коней, овец, коров, крупы, кумыс, молоко. Каждый эмир считал своим долгом встречать караван во главе своего войска и сопровождать по своей территории. Это делалось исключительно из-за большого уважения к самому хану и его супруге, так как миру и покою этих земель ничего не угрожает. После этого мы достигли города «Бабасалтук», который располагался на самой границе расселения тюрков. После него на расстоянии восемнадцати дней пути, который пролегает через безлюдную пустыню, а затем начинаются земли Византии. Восемь дней пути нам не встретился ни один источник, воду здесь возят в кожаных емкостях или различных сосудах. Спасало нас то, что мы совершали свою поездку в зимнюю стужу. (Р.Фахрутдин делает в этом месте пометку: «Данная поездка Ибн Батуты, по его словам, состоялась в июне месяце 1334 года, а потому ни о каких холодах не могло быть и речи. Возможно, путь пролегал через заснеженные горные перевалы»).
В городе Бабасалтук мы основательно подготовились чтобы пересечь эту пустыню. Я обратился к супруге хана, что в целях безопасности необходимо увеличить поголовье коней. Как правило, каждое утро и вечер я меня была аудиенция с ней. Она всячески поддерживала нас, выделяя лошадей и двух-трех барашков. Сам я не потреблял в пищу конину, а мои спутники и тюрки с удовольствием ее ели. В моем табуне было пятьдесят лошадей, она распорядилась увеличить их число до шестидесяти пяти. Ее представитель, обращаясь ко мне сказал: «Для забоя сами выберите самых упитанных и молодых коней, а если потребуется выделим вам еще».
В середине месяца зулькагда мы вступили в пределы пустыни. С того времени как мы покинули ставку хана прошло девятнадцать дней и еще пять дней нам пришлось задержаться в городе. Восемнадцать дней потребовалось нам чтобы пересечь большую пустыню. За сутки мы спешивались лишь два раза утром и вечером. Слава Всевышнему в пути все обошлось миром!
Islam-Today
Подробнее с этой книгой
можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com.