Куббат ас-Сахра - Купол Скалы. 1891 г. Фото из архива Ислам-тудей.
Непростая судьба мечетей в России: какие условия ставили перед мусульманами?
Регламентация архитектурно-технических аспектов мечетестроительства произошла во второй четверти XIX в., когда государство стало формировать губернские и областные институты строительно-технического надзора. Указом от 31 мая 1829 г. был утвержден разработанный Строительным комитетом Министерства внутренних дел образцовый проект мечети, в основу которого была взята схема восьмиугольной мечети с низкой крышей Куббат ас-Сахра (VII в.) в Иерусалиме.
Образцовый проект был внешне «мало похож на традиционные для татарской культовой архитектуры прямоугольные мечети со стройными минаретами на кровле». С 1829 г. на мечети были распространены единые строительно-технические критерии возведения публичных зданий: чертежи всех предполагаемых к возведению храмов утверждались профессиональными строителями-чиновниками, строительство деревянных богослужебных учреждений производилось под наблюдением полиции, а каменных зданий – под контролем нанимаемых техников, имеющих специальное образование.
Фото из архива Ислам-тудей.
С момента окончания строительства мечети, как и культовые здания других конфессий, получали статус неприкосновенности и поступали под государственную опеку, которая сводилась, главным образом, к полицейскому контролю. Даже незначительный ремонт культового здания по закону был возможен только после согласования вопроса с властями (начиная с 1856 г. – с религиозным управлением и местной полицией).
Махалли воспринимали «образцовое проектирование» как чисто технический вопрос наряду с другими мерами власти в этой области. Приметой либерального внутриполитического курса правительства Александра II в области гражданского строительства стало предоставление в 1858 г. заказчикам и архитекторам свободы действий. В 1863 г. мусульмане также получили возможность по своему усмотрению проектировать богослужебные здания.
В Новое время символом и критерием масштабности мечети на улицах города стала высота ее минарета. В начале ХХ в. городах центральных губерний этноконфессиональные общины возводили мечети с невысокими минаретами (Тверь, Ярославль, Касимов, Пенза и др.), что могло свидетельствовать либо о влиянии на архитекторов «образцовых» проектов 1844 гг., закрепивших официальную установку высоты богослужебных зданий, либо о стремлении заказчика не выделяться на фоне традиционного ландшафта русских городов.
Фото из архива Ислам-тудей.
Екатерина II своими указами лишила православные консистории возможности контроля духовной жизни мусульман в поликонфессиональных селениях. Толерантный курс правительства Александра I в первой четверти XIX в. также препятствовал усилению такого контроля со стороны православной духовной власти. Этой благоприятной ситуацией успешно воспользовались мусульмане, которые, действуя через гражданские власти, не указывая численность и состав жителей или приписывая в свои приходы номинальных членов из соседних деревень, сумели в кратчайший сроки обзавестись богослужебными зданиями.
Так, в 1771 г. в Свияжском уезде из 116 деревень, в которых действовали мечети, в 108 населенных пунктах проживали новокрещеные; в 1859 г. в Казанской губернии одна треть мечетей располагалась в селениях, в которых численность жителей была менее 200 ревизских душ мужского пола; в Самарской, Астраханской, Саратовской губерниях практически каждое четвертое культовое здание существовало в малонаселенной деревне; в Оренбуржье практически во всех мусульманских сельских обществах имелись мечети и школы.
Реагируя на прошения мусульман в период революции 1905–1907 гг., российский государь начал практиковать выдачу разрешения на постройку мечетей в селениях, где проживало более 150 лиц мужского пола (м. п.). В 1908 г. это полномочие Николай I передал министру внутренних дел.
Соборные мечети Казани: из прошлого в будущее
«История ислама в России» под общей редакцией Р.М. Мухаметшина