На чьи средства была возведена Соборная мечеть Астрахани и почему она называется «казаковская»?

Младший сын купца Мухамметзяна Казакова, Мухамметшакир (1844-1932), получив свою долю наследства, в 18-19-летнем возрасте покинул отчий дом и уехал в Астрахань, чтобы продолжить там начатый отцом торговый обмен с Китаем и близлежащими приграничными странами. Шакир неоднократно снаряжал торговые караваны, возвращаясь с большими партиями чая и других, как говорили тогда, колониальных товаров. Вскоре возникла необходимость не только расширить торговлю, но и наладить производство. Для этого в Астрахани было построено кирпичное здание чаеразвесочной фабрики, открыты магазины. Дела шли успешно, и в 1870-1872 гг. Шакир построил собственный кирпичный двухэтажный дом на берегу канала с куполом над входом (этот дом сохранился и по сей день). К этому времени он был уже женат на Бибигазизе (1853-1923). В этом же доме у них родилось пятеро детей: Мухамметрахим (1873-1937), Зулейха (1874-1954), Абдулхамит (1877-1937), Мухаммет (1879 г.рожд.) и Бибирабига (1890-1965).

Развивая свою торговлю между Астраханью и Казанью, Шакир часто посещал Казань. С 1856 г. он вместе со своим отцом числился в ревизской сказке купцов Казанской губернской казенной палаты. С 1857 года они оба были произведены в потомственное почетное гражданство.

Изрядно приумножив свои богатства, Шакир на свои средства строит в 1898 году большую двухэтажную кирпичную мечеть, также известную как «Казаковская». Она действует и по сей день как Соборная мечеть Астрахани.

Шакир Казаков, став крупным предпринимателем, в начале XX века с семьей переехал в Казань. Построив здесь двухэтажный кирпичный дом с обширным двором, конюшней, складами, флигелем для прислуги он поселил в нем всю семью. Дом этот и по сей день в хорошем состоянии и входит в жилой фонд Казани (ул. Каюма Насыри, 3).

Успехи в торговле позволили Шакиру приобрести в Казани доходные дома и среди них трехэтажный кирпичный дом на нынешней улице Московской, где находились знаменитые номера гостиницы «Болгар». Она примечательна тем, что здесь некоторое время жил поэт Габдулла Тукай. На рубеже XIX-XX веков Шакир стал также крупным акционером одной из Волжских пароходных компаний. На судах этой компании он доставлял товары по всему Поволжью от Казани до Астрахани.

После Октябрьского переворота имущество Шакира Казакова национализировали. Овдовев в 1923 году он поочередно жил у своих дочерей Рабиги и Зулейхи. Свое превращение из знатного богача в рядового обитателя казанских коммуналок он воспринял спокойно. Никаких бунтарских высказываний, возмущения или недовольства новой властью от него не исходило. Видимо, горечь перемен он прятал глубоко в душе, не проявляя внешне. Был он молчалив и замкнут. Его близкие часто слышали повторяемую им вслух фразу: «Эхма, эшләр не так, эшләр по-мужицки!», что выдавало его внутреннюю оценку окружавшей обстановки.

В последние свои годы он часто совершал поездки в Астрахань. Выезжал всегда внезапно, один, заранее никого не предупредив. Быстро возвращался в Казань, ничего никому не говоря о цели поездки и о времени, проведенном там. Ведь с Астраханью у него было связано много добрых воспоминаний. Возможно, он посещал свои владения, мечеть, находя в этом какое-то утешение: «Дескать, не зря прожил, что-то и людям оставил», видимо, это помогало снимать с души напряжение.

Мухамметшакир Казаков пережил свою жену почти на десять лет и больше не женился. Его отличала исключительная доброта и широта натуры. Об этом свидетельствуют и его бывшие служащие, которых у него было множество — по дому и в магазинах. Как правило, его работники имели многодетные семьи (по 5-6 детей) и содержали их достойно. Он хорошо и щедро оплачивал их труд. Вспоминается его строгий и скромный облик истинного мусульманина. Одевался он по старым татарским обычаям: на голове обязательно каляпуш или тюбетейка, мягкие кожаные ичиги, длинная белая рубаха, поверх нее казакин или бешмет. Строго придерживался он норм Шариата: пять раз в день совершал намаз и постоянно посещал мечеть. Он никогда не курил, не употреблял спиртного, не фотографировался, считая это большим грехом. Кстати сказать, у Шакир бая была страсть к коллекционированию часов знаменитых фирм. Вся его комната была заставлена и увешана часами именитых мастеров, в основном швейцарского производства.

Умер он в 1932 году и похоронен на старо-татарском кладбище в Казани.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle