Что из себя представлял город Яффа 80 лет назад?

«В мусульманских странах» так назвал свои путевые заметки выдающийся общественный деятель и писатель Гаяз Исхаки (1878-1954). Впервые они были опубликованы в журнале “Яңа милли юл” (“Новый путь нации”) в 1932 году. Автор был среди делегатов Всемирного конгресса мусульман. Для нас представляют интерес впечатления и наблюдения мастера пера об образе жизни и взглядах мусульман Палестины более 80 лет назад.

Впрочем, обратимся к тесту путевых заметок.

30 ноября на восьмой день моего путешествия в утренней дымке наконец показалась Яффа. Моему взору открылся великолепный арабский город, раскинувшийся на морском берегу. Наш пароход не имел возможности причалить к пирсу и поэтому бросил якорь близ лимана. Через некоторое время наше судно было окружено суденышками и лодками менял, проворных торговцев апельсинами и различной религиозной утварью. Они в мгновение ока завладели пароходом и хотя в их арсенале было всего три-четыре слова на иностранном, они стали бойко предлагать свой товар. От их крика и многоголосья наш пароход стал подобен цыганскому табору. Пассажиры терпеливо ожидали прибытия полицейских чинов. Наконец через час-два на палубу поднялись полицейские, однако это были англичане и среди них не было ни одного араба. Вместе с ними прибыли многочисленные представители еврейских общественных организаций, встречающих своих гостей и толпа носильщиков. К сожалению, нас никто не встретил. Я вручил свой багаж носильщику и отправился зарегистрировать паспорт.

Мне стоило больших трудов пройти регистрацию и перебравшись в лодку направиться в таможню. Не успел я обрадоваться тому, что мой багаж доставлен целым и невредимым, как нас всех собрали в одном закрытом помещении. Я не смирился с участью ожидающих свою очередь и, по примеру некоторых своих спутников, направился в медкабинет на прием. Для этого мне пришлось даже повздорить с низшими чинами таможни. Однако, вступив в кабинет врача я был в недоумении, так как человек в белом халате не обращая внимания на меня, был занят тем, что оформлял документы посторонних. Собравшись, я вручил ему свой паспорт и объявил, что настала моя очередь. Он стал листать мой паспорт и что-то бормотать по-английски, я в свою очередь объявил, что знаю французский. Всем видом он показывал, что желает доставить мне дополнительных хлопот. К счастью, в этот миг в кабинет ввалились два незнакомца, на одном из них была чалма, а на голове другого красовалась феска. Они спросили по-турецки: “Нет ли здесь Гаяза бея Исхаки?” Я вздохнул с облегчением. Они объяснили, что по просьбе муфтия вышли меня встречать и вот уже битый час разыскивают меня. Доктор тут же вручил мне паспорт и перейдя на турецкий, сказал вежливо: “Слушаю вас!”, а затем пожелал доброго пути и успехов. Здесь мои спутники догадались, что я являюсь делегатом конгресса, ведь на судне они меня знали как журналиста, направляющегося в Египет - именно так я себя представил, опасаясь подвоха. Это не помешало мне пообщаться с ними по вопросам набирающего силу сионизма и предстоящего Всемирного мусульманского конгресса. В мгновение ока меня вместе с моим багажом вывели из таможни и усадили в ожидавший нас автомобиль.

В ответ на мои настоятельные просьбы устроить меня в какой-нибудь отель, чтобы до Куддеса остановиться на денек в Яффе, мои сопровождающие доставили меня в дом мусульманина. Меня там ожидал теплый прием большого общества правоверных. Мне объяснили, что это апартаменты одного из известных религиозных деятелей города из рода Аль-Ладжани. Среди гостей я встретил своего спутника азербайджанца, проживающего в Иране. После чаепития мне было предложено выехать в Куддес на ожидавших нас автомобилях. Я согласился так как расстояние до Куддеса было незначительно и без труда можно было приехать в Яффу позднее.

Яффа – небольшой мусульманский городок с населением 60 тысяч жителей. Это – богатый торговый центр. По соседству с ним иудеи основали город Тель-Авив, количество населения которого за десять лет выросло до сорока тысяч человек. (Для справки: сегодня Тель-Ави́в-Я́ффа  объединённый городской муниципалитет второй в Израиле по численности населения (404,7  тысяч человек), экономический и культурный центр страны. Был образован в апреле  1950 года слиянием относительно молодого города Тель-Авив с древней Яффой. Изначально Тель-Авив основывался как еврейский пригород Яффы) Наш путь пролегал по дороге, соединяющей эти два населенных пункта. Древний арабский город сплошь состоял из старинных зданий и дворцов, а вот еврейская часть имела современный европейский вид. Мы ехали по широкому асфальтированному шоссе, по краям которого росли апельсиновые рощи. Через неделю-две должна была наступить пора созревания плодов и потому деревья были сплошь усеяны желто-зелеными апельсинами. Температура была такая же, как у нас в конце августа.

Местность состояла из гор, почва каменистая. Было не трудно представить благодаря какому труду и усилиям создавались эти сады и апельсиновые рощи. Указывая на дорогу, я поинтересовался у своих спутников, кто построил ее. Мне объяснили, что это создано турками. В пути нам повстречалось множество автомобилей, загруженные мешками с товаром ослики и верблюды, воловьи упряжки. Рядом с ними мы видели босоногих арабов, одетых в длинные до пят рубахи из ситца. Большинство женщин были с непокрытыми головами. Их шеи были увешаны монистами и бусами. Разноцветными бусами были украшены даже их щиколотки. Лица их были красивы, однако их платья и наряды не отличались свежестью. Путь наш занял часа полтора, мы проехали шестьдесят километров и, наконец, достигли Куддеса. Меня устроили в отель. Там то меня и почтил своим вниманием муфтий Палестины хаджи аль-Хусейни, являющийся главным организатором и вдохновителем предстоящего Всемирного мусульманского конгресса.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle